English version

Архив номеров

Бондаренко О.А.

Название статьи:
Роль органов государственной власти в сфере реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации

Аннотация:
Освещается вопрос компетенции государственных органов Российской Федерации в сфере реализации конституционных прав и свобод ребенка. Рассматриваются полномочия государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Содержимое статьи:
Вопрос о роли государственных органов Российской Федерации в сфере реализации конституционных прав и свобод ребенка является ключевым. Российское государство, исходя из положений Конвенции о правах ребенка1, обеспечивает осуществление прав и свобод детей в соответствии с национальным законодательством и выполняет свои обязательства, данные мировому сообществу. На основании ст. 5 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти на осуществление гарантий прав ребенка в России относятся: установление основ федеральной политики в интересах детей; выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности; формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций; установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка; исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка2. Органы государственной власти Российской Федерации и их должностные лица в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка3. В системе государственных органов Российской Федерации особое положение занимает Президент РФ, компетенция которого установлена ст. 80, 83-90 Конституции РФ4. В соответствии с п. 2 ст. 80 Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Поскольку Основной Закон России отводит ему особую роль в деле охраны прав и свобод человека и гражданина, Президент выступает гарантом конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней политики государства (ст. 80 п. 3), в том числе и в интересах детей, формулируя задачи в указанной сфере в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ (ст. 84). Обращаясь к Федеральному Собранию РФ в ноябре 2008 г., Президент РФ подчеркнул, что основу государственной политики должна составить идеология, в центре которой - человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. Акцентируя внимание на школьном образовании, Д.А. Медведев предложил подготовить Национальную образовательную стратегию - инициативу “Наша новая школа”, основными направлениями которой станут: получение возможности детьми раскрыть свои способности в школе, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности5. Президент РФ утверждает программы долгосрочного характера, рассчитанные на создание режима социальной защищенности детей, благоприятных условий для их комплексного развития и жизнедеятельности, а также государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 утверждена Федеральная целевая программа “Дети России” на 2007-2010 гг., которой Указом Президента РФ был придан статус президентской программы. Программа предусматривает решение следующих задач: - обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; - профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; - создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России; - профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; - совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; - профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей6. Значительную роль в области реализации конституционных прав и свобод ребенка играет представительный законодательный орган Российской Федерации - Федеральное Собрание, в компетенцию которого входят: принятие законодательных актов, способствующих реализации конституционных прав и свобод (в соответствии с п. 2 ст. 55 Конституции РФ законодательные органы не должны издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина); создание постоянных и временных комиссий по правам и свободам человека и гражданина; принятие бюджетов, предусматривающих расходные статьи на реализацию “детских” программ. Не менее важным институтом выступает институт Уполномоченного по правам человека, в соответствии с п.1 ст.103 Конституции РФ назначение и освобождение которого относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания. Будучи независимым и неподотчетным государственным органам, при осуществлении своих полномочий Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”7, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.