English version

Архив номеров

Бакаева О.Ю.

Название статьи:
Актуальные проблемы развития таможенного законодательства

Аннотация:
Доказывается, что совершенствование таможенного законодательства должно включать изменение положений об основах осуществления таможенных процедур, об организации деятельности таможенных органов, об отдельных вопросах исчисления и уплаты таможенных платежей.

Содержимое статьи:
Более чем пятилетний срок действия современного Таможенного кодекса РФ, вступившего в законную силу 1 января 2004 г., показал, что, как закон прямого действия, он установил в целом ясные, четкие правила, не допускающие двойственности в их понимании. Принятие основного источника таможенного права позволило в значительной степени сократить массив актов подзаконного нормотворчества, регулирующих отношения в области таможенного дела. В то же время в данной сфере обозначились новые проблемы, требующие адекватного правового обеспечения. Для Российского государства с нестабильными, динамично развивающимися экономическими отношениями, бурным развитием законодательства во всех сферах без взаимного увязывания норм в различных отраслях (подотраслях) законодательства о достаточном уровне четкости правовых предписаний говорить пока не приходится. Проблемы существуют и в конкуренции норм, содержащихся в различных законах и иных правовых актах, по сходным правоотношениям, и в наличии правовых пробелов. Отрасль таможенного законодательства не является исключением. Для начала требуется уяснить юридическое наполнение понятия “таможенное законодательство”. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) под ним понимается Таможенный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Оно, равно как и указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирует отношения в области таможенного дела. Это отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей (ч. 1 ст. 3 ТК РФ). В кодексе также отмечается распространение на данную группу отношений законодательства РФ о Государственной границе РФ и о налогах и сборах. Таким образом, законодатель, с одной стороны, подчеркивая комплексность отрасли, с другой - ограничился строгими рамками, не включив в систему регулирования ни административное, ни гражданское, ни уголовное законодательство. Это нельзя признать верным. Представляется, что более точным явилось бы указание в кодексе не на таможенное законодательство, а на законодательство о таможенном деле. В него необходимо включить как непосредственно таможенное законодательство, так и положения административного, налогового, гражданского и иного законодательства в части урегулирования ими отношений, складывающихся в данной области. В данном случае, как правильно отмечает М.В. Завершинская, в самом Таможенном кодексе будут заложены основы легитимности применения положения других отраслей права1. Изложенное предложение, думается, имеет особое значение, поскольку в самом кодексе содержатся отсылочные нормы, например, к уголовно-процессуальному законодательству (ч. 6 ст. 153, ч. 9 ст. 376, ст. 392, 408), законодательству об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 46, ч. 6 ст. 153, ст. 162, 408), гражданскому законодательству (ч. 2 ст. 11, ст. 233, 341, 346) и т.д. Между тем нельзя обойти вниманием и вопрос о соотношении таможенного права и таможенного законодательства. Предмет отрасли законодательства может входить в предмет правового регулирования отрасли права или совпадать с ним (например, гражданское законодательство и гражданское право) либо регулироваться нормами различных отраслей права, объединенных в целях эффективности в нескольких взаимосвязанных нормативных актах или даже систематизированных в одном акте2. В последнем случае, например, предмет предпринимательского права регулируется нормами гражданского, финансового, трудового законодательства. Представляется, что нормы таможенного права выражены как в таможенном законодательстве, так и в положениях других отраслей. Следовательно, таможенное право - категория более широкая, чем таможенное законодательство, поскольку таможенное законодательство регулирует “чисто” таможенные отношения, а таможенное право включает не только их, но и отношения, установленные административным, финансовым и иным законодательством. При этом отношения, урегулированные нетаможенным законодательством, составляют предмет иной отрасли права. Например, в круг финансового права включены отношения по взиманию косвенных налогов, в предмет административного права входят отношения, связанные с установлением и применением административной ответственности. Спорные и коллизионные нормы законодательства не позволяют единообразно толковать и применять таможенное законодательство на всей территории страны, и тем самым нарушается одно из основополагающих начал права. Таможенный кодекс РФ и нормативные акты, изданные в его развитие, устанавливают для всех таможенных органов одни и те же нормы, и применяться они должны одинаково, независимо от региона. Только в данном случае правоприменительную деятельность таможенных органов можно будет признать в достаточной степени эффективной. С этой целью доля сорных и коллизионных положений в законодательстве должна быть доведена, если не до нулевой отметки, то до минимума.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.