English version

Архив номеров

Гродский В.С.

Название статьи:
Диалектика исторического процесса формирования гражданского общества

Аннотация:
Анализируются диалектические закономерности становления рыночной экономики, основой которой является гражданское общество как совокупность товаропроизводителей-товаропотребителей.

Содержимое статьи:
Родоначальник психоанализа австриец З. Фрейд (1856-1939) отмечал, что “ни “производительные силы”, ни “производственные отношения” в экономической теории не могут иметь значения последних причин, не поддающихся уже далее никакому разложению… они созданы от чего-то и из чего-то”1. С другой стороны, известный марксист итальянец А. Грамши (1891-1937) писал, что “недостаточно познать совокупность отношений, поскольку они существуют в данный момент как некая данная система; важно познать их генезис, познать их в процессе формирования”2 и развития. “Вопрос состоит в том, в какой мере сам общий процесс производства видоизменяется исторически…”3. Исследование развития экономики в целом требует применения предельно общих понятий. Например, “производство вообще” - “это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и поэтому избавляет нас от повторений”4. Кроме того, такие абстракции позволяют воссоздать в теории процесс становления социальной формы движения. Но генезис общества, как было показано выше, становится ясным только тогда, когда оно достигает зрелости (действительности), необходимой для вычленения из совокупности социальных явлений одного, наиболее общего и универсального, совпадающего с сущностью общества. Всеобщие абстрактные определения, которые более или менее подходят ко всем общественным формам, возникают в теории при наиболее богатом конкретном, независимо от того, существует ли это конкретное в действительности или является результатом научного прогноза. Максимально возможной “конкрецией” общества является будущий “однородный социум”. Только этот результат общественного развития может быть его логическим основанием. Перефразируя известные слова немецкого теоретика К. Маркса (1818-1883)5, отметим, что анатомия будущего общества - ключ к анатомии предшествующих формаций. По аналогии же с началом “Капитала” (1867) Маркса6 можно сказать, что богатство будущего общества представляется как “огромное скопление” индивидуальностей, а отдельный индивид - как элементарная форма этого богатства. Индивиды, образующие общество, сохраняют и свою “особенность”, они желают остаться тем, что они есть, и в то же время как предельно возможная абстракция общества “человек”, гася в себе индивидуальные особенности, позволяет через обобщение выразить сущность социума, ибо каждый индивид - это синтез не только существующих отношений, но и история этих отношений, т.е. итог всего прошлого. “Человек - мера всех вещей” (Парменид (515-445 до н.э.) - древнегреческий философ), он всегда остается сущностью всех социальных образований, основополагающей квинтэссенцией общества. “Человек как субъект является и результатом, и исходным пунктом движения”7, он есть “постоянная предпосылка… истории, есть также ее постоянный продукт и результат, и предпосылкой человек является только как свой собственный продукт и результат”8, прийти к “человечеству” мы можем, только взяв за исходное абстракцию “человек”.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.