English version

Архив номеров

Бунимович И.Д., Семенов Г.В., Салихов А.Р., Хайруллин Р.К.

Название статьи:
Организационно-культурное измерение институциональной среды и его влияние на характер и типы инновационного развития

Аннотация:
Представлена система институтов, регулирующих неравномерность распределения власти в иерархических структурах управления. Выявлена необходимость выделения, структурирования, конкретизации и последующего исследования данных институтов для определения направленности и содержания проводимых государством институциональных реформ.

Содержимое статьи:
В современных условиях инновационное развитие является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики, темпы и качество экономического роста. При этом в современной экономической теории инновационные изменения рассматриваются как результат определенным образом институционально организованных воспроизводственных процессов, происходящих в сложно устроенной неравновесной социально-экономической системе. Представления об инновациях как о чисто продуктовых, технологических остались в прошлом. Все большую роль в экономическом развитии начинают играть институциональные потребности и институциональные интересы. Соответствующее институциональное оформление получают экономические интересы хозяйственных агентов, их реализация. Объяснить эти процессы в рамках неоклассической традиции становится все более и более затруднительным. Неполная спецификация прав собственности, асимметрия информации, оппортунистическое поведение становятся своего рода привычной “неравновесной” нормой. Понятия “специфические активы”, “трансакционные издержки”, “экономические дисфункции”, “технологические и отношенческие “рутины”, “институциональные ловушки”, “эволюция и конкуренция макрогенераций”, “ограниченная рациональность” прочно закрепляются в теории эволюционной экономики. В современных условиях становится ясно, что без опережающих организационно-экономических, организационно-управленческих, а в целом ряде случаев и социальных инноваций развитие продуктовых и технологических инноваций оказывается в значительной степени ограниченным. По нашему мнению, под инновацией следует понимать такое новшество в технико-технологической, продуктовой, организационно-экономической, организационно-управленческой, социально-экономической сферах, которое отвечает следующим двум признакам: а) способствует скачкообразному количественному росту и качественному структурному изменению эффективности системы, использующей данное нововведение; б) представляет собой новый способ удовлетворения существующих потребностей или тот или иной способ удовлетворения вновь возникающих потребностей человека. При этом спектр потребностей предлагается задавать достаточно широко. Речь идет о разнообразных физиологических потребностях, потребностях в здоровом питании, потребностях в чистом воздухе, воде, потребности в отдыхе, потребностях в безопасности и защищенности, потребности в медицинских препаратах, развитых лечебных технологиях, потребностях в развитии способностей индивидуума, в том числе профессиональных, потребности в получении достоверной и достаточно полной информации, а также, что очень важно, об институциональных потребностях. Понятие специфического актива тесно связано с понятием инновации. Заметим при этом, что специфический актив, каждый взятый в отдельности, как правило, о чем свидетельствует практика, мало чего стоит. И лишь в комбинации такие активы многократно увеличивают свою оцениваемую рынком стоимость. Вместе с тем специфические активы могут отражать доступ к административному ресурсу, административные возможности того или иного участника, а в целом ряде случаев те или иные сознательно проектируемые, создаваемые и осуществляемые “административные инновации”. В инновационной экономике, по существу, предприятие представляет собой формальный институт, объединяющий владельцев специфических активов (предпринимателей), а также спроектированную и функционирующую систему менеджмента, реализующую соответствующие предпринимательские стратегические целевые установки. Особая роль при этом принадлежит предприятиям инновационной инфраструктуры - различного рода инновационным фондам (в том числе венчурным), научно-технологическим паркам, технополисам, центрам научно-технической информации, инжиниринговым проектным центрам и компаниям, институтам научно-технической и экономической экспертизы, центрам трансферта новых технологий, широкому спектру консалтинговых структур, фондам поддержки предпринимательства, научно-исследовательским центрам и институтам, лабораториям, образовательным организациям и учреждениям, выставочным центрам и центрам патентной защиты, специализированным юридическим структурам. Их развитие весьма заметно увеличивает долю негосударственных расходов на НИОКР в валовом внутреннем продукте и задает более высокий уровень “институциональной плотности” в инновационной сфере. В целом национальная инновационная система может быть представлена как совокупность институтов, участвующих в создании тех или иных новшеств, их коммерциализации, а также как формальные и неформальные ограничения институционального плана и соответствующие “узкие места”, которые возникают по тем или иным направлениям инновационного развития. Национальные инновационные системы концентрируют в себе сложное взаимодействие между различными группами экономических агентов в рамках действующей системы институтов, что не сводится к деятельности отдельных предпринимателей. По существу, это система взаимодействующих институтов для создания, хранения и передачи знаний, навыков и предметов, которые определяют новые технологии. При анализе институциональной обусловленности инновационного процесса большой интерес представляет то, как формируется инновационный спрос. Покупатели, сталкиваясь с инновациями, оценивают их с точки зрения приобретенных предпочтений. Данная оценка различается по видам инноваций: радикальных инноваций в понимании Й. Шумпетера и улучшающих инноваций в соответствии с определением Й. Шмуклера. Шумпетерианская инновация - это инновация, которая выходит за пределы рутинного принятия решений покупателем и сложившейся у него шкалы потребительских предпочтений. Инновация настолько радикальна, что потребитель изначально не убежден в приемлемом уровне функциональности многих характеристик. При этом инновация имеет очень высокую эффективность по характеристике, которую покупатели не привыкли использовать при осуществлении выбора товара. Стандартное шумпетерианское решение состоит в том, что инновационный предприниматель убеждает покупателей изменить их предпочтения (например, маркетинговыми усилиями). Освоение новшества, однако, нередко требует сложного социального процесса, который может быть различным образом устроен, организован у различных типов покупателей. Если принять в расчет этот социальный процесс, некоторые инновации шумпетерианского типа сводятся к инновациям Й. Шмуклера. Такие инновации могут быть изначально разработаны для уже существующих предпочтений искушенных потребителей в рыночных нишах, но затем социальный процесс меняет предпочтения обычных потребителей так, что они в конечном счете воспринимают инновацию.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.