English version

Архив номеров

Шевырин Е.К.

Название статьи:
О практике ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации (Самарской области)

Аннотация:
Раскрываются особенности организации деятельности по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов в Самарской области. Проводится анализ результатов указанной деятельности в 2009 г. (качественные и количественные характеристики).

Содержимое статьи:
Построение правового демократического государства связано с формированием единой сис- темы правовых актов и обеспечением доступности правовых актов для населения. В силу федеративного устройства России и наличия самостоятельной системы местного самоуправления российское законодательство имеет федеральный и региональный уровни, а на местном уровне - систему муниципальных правовых актов. Доступ к актам федерального законодательства осуществляется прежде всего с помощью опубликованных официальных источников, а также с помощью государственных и коммерческих информационных систем. Доступ к региональным актам осуществляется с помощью федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Доступ к муниципальному нормотворчеству долгое время был проблемным. В этой связи для обеспечения доступа к муниципальным актам и создания единой информационной системы муниципальных актов России, а также в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов” от 8 ноября 2007 г. № 260-ФЗ дополнил федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее - Закон № 131-ФЗ) статьей 43.1, вступившей в силу 1 января 2009 г. Упомянутая статья установила, что в Российской Федерации ведется федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее - Федеральный регистр), состоящий из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (благодаря чему достигается упорядочение системы регистров муниципальных нормативных правовых актов). Ведение Федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации “О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов” от 10 сентября 2008 г. № 657 (далее - постановление № 657). В данном документе закрепляются понятие Федерального регистра, принципы его организации, процедура ведения и другие организационные вопросы, устанавливается, что Федеральный регистр ведется в электронном виде на русском языке. Так, согласно п. 2 постановления № 657 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению Федерального регистра определено Министерство юстиции Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 4 постановления № 657 определено, что предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в Федеральном регистре, будет осуществляться через единый сайт государственных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (портал государственных услуг) или через портал Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов1. О востребованности указанных электронных ресурсов свидетельствуют данные популярного поисковика сети Интернет - Google: при введении запроса “регистр муниципальных правовых актов” показывается цитируемость (количество запросов) свыше 172 000! Также важно отметить, что указанным подзаконным актом установлены следующие принципы ведения Федерального регистра: актуальность, общедоступность и, что особенно ценно, достоверность содержащихся сведений. Это имеет большое значение для органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законов в отношении принятых правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления2, а также для суда в процессе сбора доказательств по делу. Министерством юстиции Российской Федерации приняты приказы “Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов” от 19 декабря 2008 г. № 298 и “Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов” от 22 декабря 2008 г. № 300, в соответствии с которыми часть технических полномочий по ведению Федерального регистра (наполнение Федерального регистра, предоставление сведений, содержащихся в Федеральном регистре, эксплуатация программных и технических средств федерального регистра) отдана Научному центру правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации. Следует отметить, что создание Федерального регистра стало важным этапом реализации государственной политики по обеспечению единой правовой системы Российской Федерации. Переходя к рассмотрению обозначенного вопроса на уровне субъекта Российской Федерации (Самарской области), отметим, что согласно ч. 1 ст. 43.1 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В целях реализации положений Закона № 131-ФЗ на территории Самарской области был принят закон Самарской области “О регистре муниципальных нормативных правовых актов Самарской области” от 9 февраля 2009 г. № 2-ГД (далее - Закон Самарской области). Кроме того, параллельно с разработкой и утверждением Закона Самарской области органами исполнительной власти области были проведены научно-исследовательские работы, связанные с разработкой методики классификации муниципальных правовых актов (нормативные и ненормативные), с инвентаризацией муниципальных правовых актов городских округов и муниципальных районов Самарской области, принятых с 1991 г. по 1 сентября 2008 г., с выявлением актуальных редакций действующих муниципальных нормативных правовых актов городских округов и муниципальных районов Самарской области. По результатам инвентаризации был собран 61 921 акт органов местного самоуправления и должностных лиц 27 муниципальных районов и 10 городских округов Самарской области в печатной и электронной форме. Из них 10 644 акта были признаны нормативными и, следовательно, подлежащими включению в регистр. В настоящее время заканчиваются аналогичные работы по инвентаризации и оценке актов нормотворчества органов и должностных лиц местного самоуправления 12 городских и 292 сельских поселений на территории Самарской области. Рассматривая вышеуказанный Закон Самарской области, полагаем целесообразным прежде всего обратить внимание на основные его моменты. Во-первых, уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Самарской области (далее - Регистр Самарской области) является аппарат Правительства Самарской области. Во-вторых, Регистр Самарской области ведется в электронном и документальном виде (в отличие от Федерального регистра, который ведется только в электронном виде).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.