English version

Архив номеров

Максуров А.А.

Название статьи:
Роль информации в измерении эффективности процессов координации деятельности субъектов права

Аннотация:
Раскрывается роль информационной составляющей в измерении эффективности координационной юридической практики. Рассматриваются ключевые принципы, обеспечивающие улучшение бизнес-процессов, в частности процесса осуществления субъектами права координационных полномочий.

Содержимое статьи:
Роль “считывания” динамичных характерис- тик постоянно меняющихся показателей координационного процесса, особенно в части, касающейся государственно-властной деятельности сложных вертикально и горизонтально интегрированных структур, трудно переоценить. Именно благодаря своевременной и достаточной информационной составляющей координационной юридической практики субъекты права могут критически оценивать сами элементы координационного процесса и его результаты, прогнозировать их и на этой основе предпринимать меры по повышению эффективности координационной юридической практики. Данный тезис очевиден, однако, к сожалению, пока мало реализуется на практике. На наш взгляд, детальное проектирование координационных юридических процессов подразумевает высокую степень подробности описания выполняемых процедур, составляющих процесс. На этом этапе процесс может быть представлен не только в виде подробных блок-схем, но и в виде текстового описания технологии выполнения отдельных операций, спецификации отдельных действий. В случае использования в процедурах строгих алгоритмов обработки информации их следует формализованно описывать. Такому же детальному описанию подлежат используемые вычислительная и оргтехника, сетевое оборудование, офисное оборудование, программное и аппаратное обеспечение, расходные материалы. Четко определяются характер и интенсивность их использования, причем второй параметр должен быть оценен количественно в натуральных и денежных единицах. Эти действия подготавливают информацию, необходимую для проведения измерения процесса. Измерение процессов позволяет проанализировать их логику. В данной связи обычно речь идет об измерении трех основных характеристик любого юридического процесса: результативности, эффективности и адаптивности. Не будем сейчас вдаваться в действительно актуальные споры по поводу категориального аппарата и предлагать сложные лексические конструкции. В данной работе вполне пригодны подходы, принятые в современном менеджменте. В управленческой литературе под результативностью понимается степень соответствия выходов процесса потребностям и ожиданиям клиентов (в нашем смысле - потребителей координационных юридических решений). Синонимом результативности может служить качество выхода процесса. Результативность - это то, что воздействует на клиента процесса. Эффективностью обычно называют степень минимизации использования ресурсов (и уст- ранения отходов), необходимых для обеспечения требуемой результативности. Мерой эффективности может быть производительность. Адаптивность - это свойство процесса удовлетворять будущие, постоянно изменяющиеся и специфические настоящие требования клиентов. Очевидно, что для определения результативности процесса необходимо: выявить и четко определить существующие потребности и ожидания клиентов; описать определенные потребности и ожидания в измеримых понятиях; определить методы и средства получения информации, характеризующей потребности и ожидания клиентов и степень соответствия им выходов процесса; произвести сбор и анализ информации. Обычно потребности и ожидания клиентов по отношению к продукции процессов касаются таких аспектов, как: внешний вид продукции (по сути, речь идет об образе мероприятия, деятельности и тому подобного в общественном сознании, его “подаче” через СМИ и т.д.); соблюдение сроков исполнения координационных решений; “производительность” правовой продукции и выстроенных в результате координационного процесса форм согласования юридической деятельности различных субъектов права; надежность созданного в процессе координации правового механизма согласования деятельности разнообразных субъектов права. После построения первичной модели существующих процессов необходимо определить, каким образом будут улучшаться выбранные процессы. В настоящее время в практике совершенствования бизнес-процессов используется ряд ключевых принципов, правильное применение которых обеспечивает улучшение процессов. Некоторые из них применимы и в отношении процесса осуществления субъектами права координационных полномочий. 1. В частности, несколько работ объединяются в одну. В современных условиях функционирования управленческой структуры (прокуратуры, органа внутренних дел и т.п.) большая часть времени по процессу тратится не на саму работу, а на взаимодействие между работами, при этом такое взаимодействие чаще всего является непродуктивным, как говорят экономисты, “не добавляющим стоимости”. Интегрирование нескольких работ осуществляется в целях уменьшения интерфейсов между различными работами, сокращения времени на ожидания и другие неэффективные процедуры. 2. Исполнители самостоятельно принимают решения. Данный принцип позволяет минимизировать количество вертикальных взаимодействий по процессу. Вместо того чтобы обращаться к вышестоящему начальнику и соответственно тормозить процесс, а также отнимать время у руководителя, сам сотрудник нацеливается (и соответственно подготавливается для этого) на принятие отдельных решений. 3. Работы по процессу выполняются в их естест- венном порядке. Реинжиниринг стремится не накладывать на процесс дополнительных требований, например, связанных с организационной структурой или устоявшейся линейной технологией. 4. Работа выполняется там, где это наиболее целесообразно. Организационная структура или организационные границы организации не должны накладывать жестких ограничений на процесс. Распределение функций должно происходить от процесса и необходимости его эффективного исполнения, а не от некогда закрепленных обязанностей. 5. Процессы имеют различные варианты исполнения. Вместо жестких и неадаптивных процессов внедряются процессы, ориентированные на максимальное число возможных случаев их реализации. Каждый из вариантов процесса выполняется в зависимости от сложившейся ситуации. 6. Следует уменьшать количество входов процессов. Огромное количество времени тратится на сопоставление и сведение воедино разных форм представления одного и того же. Чтобы усовершенствовать процесс, следует просто убирать те входы, которые нужно сопоставлять в другими входами. 7. Снижение доли работ по проверке и контролю. Операции по проверке и контролю не являются добавляющими стоимость. Поэтому следует трезво оценить их стоимость в сравнении со стоимостью возможной ошибки, предотвратить или устранить которую они обязаны. 8. В результате грамотно осуществленного координационного (“согласовательного”) процесса должно произойти однозначное снижение доли дальнейших согласований. Согласования - это другой вариант работ, не добавляющих стоимость. Требуется минимизировать данные работы путем сокращения точек внешнего (по отношению к процессу) контакта. С точки зрения теории с таким подходом согласны многие авторы. Однако на практике координационная деятельность должным образом не оценивается, качест- венные, а иногда и количественные показатели четко не сформированы, полученные результаты описываются чаще всего как некие аморфные успехи и неуспехи, причинно-следственных связей между конкретными действиями (бездействием) управленцев не усматривается, рекомендации сводятся, в основном, к “усилить”, “углубить”, “продолжить процесс взаимодействия” и прочим, никому и ни о чем не говорящим предложениям.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.