English version

Архив номеров

Лошкарев В.В.

Название статьи:
К вопросу о применении ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Аннотация:
Анализируются некоторые проблемы реализации действующих положений административного законодательства России, формулируются предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Ключевые слова:
пожарная безопасность, административное правонарушение, общественный порядок, административное приостановление деятельности.

Список литературы:
1 О пожарной безопасности : федер. закон Рос. Федерации от 21дек. 1994 г. №69-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 ноября 1994 г. // Рос. газ. 1995. 5 янв. 2 В соответствии с п. 1 норм пожарной безопасности “Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией“ (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315, настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации. 3 Волжская коммуна. 2009. № 468 (17 дек.).

Содержимое статьи:
После происшествия в ночном клубе “Хромая лошадь” в городе Перми по России прошла серия прокурорских проверок с привлечением специалистов органов государственного пожарного надзора МЧС России в части исполнения законодательства о пожарной безопасности руководителями клубов, кафе, ресторанов. Практическое применение работниками указанных ведомств отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) обнаружило отмеченный автором настоящей статьи пробел, устранение которого будет способствовать обеспечению законодательством более безопасного состояния общества. Так, согласно актам проведенных проверок во многих клубах и кафе выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности (01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) от 18 июня 2003 г. № 313 и норм пожарной безопасности “Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией” (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315. Таким образом, должностными лицами - директорами проверенных заведений нарушены требования федерального закона “О пожарной безопасности” от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ1, так как в соответствии со ст. 37 указанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. В п. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313, указано, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации. Выявленные в ходе проверок нарушения зачастую являлись недопустимыми (самое существенное из них - отсутствие автоматических установок пожаротушения и автоматических установок пожарной сигнализации2), так как в случае возникновения пожароопасной ситуации могли привести к угрозе жизни или здоровью людей. Имевшиеся нарушения требований пожарной безопасности образовывали состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. К примеру, в Нефтегорском районе Самарской области в период с 10 по 14 декабря 2009 г. была проведена проверка трех кафе. По результатам проверки в отношении индивидуальных предпринимателей и юридического лица были возбуждены административные дела по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 23.1, ст. 28.8 КоАП РФ постановления были направлены на рассмотрение в районный суд, который в рамках санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административно приостановил деятельность указанных кафе на различный срок на основании того, что эксплуатация проверенных зданий, относящихся к числу объектов массового пребывания людей, в связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, общественной безопасности и общественному порядку. На основании решений суда возбуждены исполнительные производства, деятельность кафе приостановлена.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.