English version

Архив номеров

Алиев Т.Т., Мележик Л.М.

Название статьи:
Понятие и сущность административного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Аннотация:
Анализируются контрольно-надзорные полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Ключевые слова:
контроль, административный надзор, федеральные службы, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, государственное управление.

Список литературы:
1 См.: Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 97-104; Пронина B. C. Конституционный статус органов межотраслевого управления. М., 1981. С. 104.; Студеникина M. C. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. С. 13; Козлов Ю. М. Административное право в вопросах и ответах : учеб. пособие. М., 2001. С. 193; Бессарабов В. Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001, С. 17. 2 См.: Разаренов Ф. С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении. М., 1963. С. 69-78; Денисов Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М., 1981. С. 12; Прозоров А. Л. Административный надзор в советском государственном управлении : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986; Кармолицкий А. А. Указ. соч. С. 619; Дмитриев А. Т. Правовые и организационные проблемы административного надзора ОВД : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 1998; Никонов А. В. Организационно-правовые основы административно-надзорной деятельности милиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. 3 См.: Восходов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.; Лебединский В. Г., Каленов Ю. А. Прокурорский надзор в СССР. М., 1957. С. 42-47. 4 Стерлинг М. Р. Правовое регулирование организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 17. 5 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 (с изм. от 23 мая, 14 дек. 2006 г., 29 сент., 7 нояб. 2008 г., 16 июля, 8 авг. 2009 г.). URL: http://old.rospotrebnadzor.ru/department/regulations. 6 Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2004. С. 413. 7 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) : федер. закон Рос. Федерации от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1. ст. 3436. 8 Потокин И. В. Административно-правовой статус федеральных органов административного контроля и административного надзора : автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2008. 9 Там же. С. 14-15. 10 Стерлинг М. Р. Указ. соч. С. 56-57. 11 Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2000. С. 454.

Содержимое статьи:
Указом Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 г. № 314 закреплено разграничение функций в системе федеральных органов исполнительной власти, при этом функции по контролю и надзору сосредоточены главным образом в федеральных службах, однако их административно-правовой статус определен лишь в самых общих чертах. Этот пробел не был устранен в последующих многочисленных редакциях указа, общие правовые основы организации и деятельности, т.е. основы административно-правового статуса федеральных органов административного контроля и надзора, не получили закрепления и в системе действующего федерального законодательства. Нечеткость правового статуса в части осуществления контрольно-надзорной деятельности присуща и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости подробного анализа контрольно-надзорных полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Проблема государственного контроля и надзора относится к числу тем, традиционно привлекавших внимание представителей административно-правовой науки. Однако ученым-административистам так и не удалось прийти к единому мнению по ряду ключевых проблем рассматриваемого института, в частности, провести четкое различие между понятиями “контроль” и “надзор”, систематизировать формы и методы контрольной и надзорной проверочной деятельности. Возникают вопросы: совпадают ли по своему фактическому и юридическому содержанию контроль и надзор? Если не совпадают, то что характерно для каждого из них? Справочная, учебная и научная юридическая литература содержит различные подходы к определению понятий “контроль” и “надзор”. Их анализ позволяет выделить несколько различных точек зрения на проблему соотношения контроля и надзора. Одни ученые считают, что надзор есть разновидность контроля (так называемый суженный контроль)1, другие выделяют надзорную деятельность как самостоятельную2, третьи вообще не разделяют контроль с надзором, рассматривая их как идентичные3. Обобщая встречающиеся в литературе точки зрения о сущности контроля и надзора, М. Р. Стерлинг выделил следующие общие элементы каждой из этих категорий (см. таблицу)4. В настоящее время контрольные и надзорные полномочия возложены на федеральные службы, причем под функциями по контролю и надзору в Указе Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 г. № 314 понимаются: - осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; - выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; - регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Не разграничиваются полномочия по реализации контрольно-надзорных функций и в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека5, в п. 1 которого записано, что Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Указанное обстоятельство предполагает более детальный анализ сущности государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти. В данной связи необходимо прежде всего подчеркнуть, что государственный контроль является одновременно и функцией государственного управления, и одной из стадий управленческого цикла. С этих позиций контроль есть проверка соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов, решений6, т.е. начало цикла, посвященного оценке фактически осуществленного или осуществляемого процесса. Такое определение контроля подчеркивает, во-первых, его функциональное назначение, во-вторых, его возникновение на определенной стадии управленческого процесса, в-третьих, полисубъектность государственного контроля, который гипотетически должен осуществляться всеми субъектами государственного управления. Полисубьектность государственного контроля, однако, имеет негативные последствия. На сегодняшний день количество контролирующих органов стало превышать все разумные пределы, превращая органы исполнительной власти в бюрократические инстанции, пытающиеся контролировать “всех и вся”. Это вызвало к жизни появление специального федерального закона, направленного на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля и надзора7. Закон, во-первых, дал официальное толкование таких понятий, как “контроль” и “надзор” применительно к деятельности органов исполнительной власти.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.