English version

Архив номеров

Шашкова А.В.

Название статьи:
Адвокат как субъект первичного финансового мониторинга. Применение рискового подхода в противодействии легализации (отмыванию) незаконных доходов к лицам юридической профессии

Аннотация:
Посвящается роли адвоката и иных лиц юридической профессии в первичном финансовом мониторинге на основе рискового подхода к противодействию легализации (отмыванию) незаконных доходов.

Ключевые слова:
легализация, отмывание, незаконные доходы, адвокат, юридические услуги, рисковый подход.

Список литературы:
1 Сорок рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) от 20 июня 2003 г. Рекомендация 12. URL: http://archive.fedsfm.ru/files/40recom.pdf. 2 Андрианов С. Н., Бергсон А. С., Никифоров А. С. Англо-русский юридический словарь. М., 1993. С. 263. 3 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 апр. 2002 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 2002 г. Ст. 1. URL: http://www.fparf.ru/federal/fz_ob_advokature.htm. 4 Там же. Ст. 2.1. 5 Bainbridge S. M. Abolishing Veil Piercing / The J. of Corporation Law. 26. 2001. Spring. P. 479-535. 6 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. Ст. 18. 7 Там же. Ст. 8. 8 Deiser G. F. The Juristic Person // University of Pennsylvania Law Review and American Law Register. 1908. Vol. 57. № 3, Vol. 48. New Series. P. 131-142. 9 RBA Guidance for Legal Professionals. 2008. 23 Oct. 10 Corporate due diligence (CDD). 11 RBA Guidance for Legal Professionals. Р. 21. 12 Шашкова А. В. Russian Business Law. М., 2007. С. 454. 13 Информационное агентство REGNUM. URL: http://www.regnum.ru (дата обращения: 11 февр. 2005 г.). 14 FATF. Annual Review of Non-Cooperative Countries and Territories 2006-2007: Eighth NCCT Review. 2007. 12 Oct. 15 Установленный финансовый критерий значительности операции ФАТФ составляет для финансовых учреждений (для разовых клиентов, а также для дилеров по драгоценным металлам и дилеров по драгоценным камням при участии в любой сделке с наличностью) 15 000 долл. США/евро; для казино, включая интернет-казино - 3000 долл. США/евро. 16 О внесении изменений в закон Украины “О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем” : закон Украины от 18 мая 2010 г. : принят Верхов. Советом Украины. Ст. 15. URL: http://pravotoday.in.ua/ru/press-centre/publications/pub-189. 17 Там же. Ст. 8. 18 В соответствии с законодательством Российской Федерации никакой специальной квалификации для оказания юридических услуг не требуется: они могут быть оказаны и лицом, не имеющим юридического образования. 19 Резолюция Совета Безопасности ООН 1617 : принята Советом Безопасности ООН 29 июля 2005 г. П. 7. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2005/res1614.htm.

Содержимое статьи:
В соответствии с Сорока рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в редакции, принятой 20 июня 2003 г., адвокат относится к лицам “определенных профессий”, которым следует предпринять определенные меры в целях предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Адвокатам следует принимать меры по надлежащей проверке клиентов, включая установление и подтверждение личности своих клиентов: - при установлении деловых отношений; - совершении разовых сделок на сумму, превышающую установленное пороговое значение; - наличии подозрений относительно отмывания денег или финансирования терроризма; - наличии подозрений относительно достоверности или адекватности полученных ранее данных о личности клиента. Основные меры по надлежащей проверке клиентов сводятся к следующим: - идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных независимых первичных документов, данных или информации; - определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят считать, что известно, кем является бенефициарный собственник. Также это должно включать принятие разумных мер по выяснению того, кому принадлежат права собственности, оформленные на клиента, и кто и как осуществляет контроль над ними; - получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений; - проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для обеспечения того, чтобы заключаемые сделки соответствовали установленным сведениям о клиенте, его деловой деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств. Адвокат должен осуществлять указанные меры по надлежащей проверке своего клиента, когда готовит или совершает сделки в следующих областях: - купля-продажа недвижимости; - управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; - управление банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг; - аккумулирование средств в целях создания, обеспечения функционирования или управления компаний; - создание, обеспечение функционирования или управление юридическим лицом или образованием и куплей-продажей предприятий1. Более того, рекомендация 16 из Сорока рекомендаций ФАТФ указывает на необходимость обязать адвокатов сообщать о подозрительных сделках, когда они от имени или по поручению клиента вступают в финансовые отношения в указанных областях. В 2003 г. ФАТФ было дано адвокатам название “gatekeepers” (“сторожа”), указывая на их значительную роль в предотвращении незаконной легализации (отмывания) преступных доходов. Впоследствии многие государства приняли законодательство, регулирующее обязанность адвокатов информировать уполномоченный орган по финансовому мониторингу. Рассмотрим, кого именно имеют в виду составители Сорока рекомендаций ФАТФ, указывая на адвоката. В англоязычном варианте Сорока рекомендаций присутствует термин “lawyer”, что означает “юрист; адвокат; консультант по вопросам права, юрисконсульт”2. То есть английский язык не сводит данное наименование к адвокату. Каков юридический статус адвоката? Адвокат - это лицо, получившее в определенном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность: квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию3. “Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности”4. Следовательно, юристы международных юридических фирм, на которые приходится львиная доля финансовых консультаций и финансовых отношений от имени клиента, адвокатами не являются? Согласно российскому законодательству, они не могут ими являться, поскольку имеют трудовые отношения с юридическим лицом. Почему же в соответствии с Сорока рекомендациями ФАТФ только на адвоката пала обязанность уведомлять уполномоченный орган - Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) при наличии любых оснований полагать, что сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма? Можем предположить, что это произошло вследствие некорректного перевода английского термина. Однако федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” № 115-ФЗ расширил круг лиц юридической профессии, обязанных подавать информацию в Росфинмониторинг, включив в него и “лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг”. Что же это за лицо? Даже беглый анализ российского законодательства показывает, что речь здесь идет как об индивидуальных предпринимателях, оказывающих юридические услуги, так и юридических лицах. То есть, в отличие от европейского подхода к корпоративному управлению, согласно которому за “корпоративной вуалью” нельзя скрыться ответственному лицу5, по российскому законодательству в случае нарушения юристом компании требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, отвечать будет юридическое лицо либо специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.