English version

Архив номеров

Царев С.Ю.

Название статьи:
Проблемы правового статуса Федеральной инспекции труда в сфере защиты трудовых прав

Аннотация:
Рассматривается дискуссионная проблема правового статуса Федеральной инспекции труда. Исследуются присущие данному органу контрольно-надзорные, правозащитные и юрисдикционные полномочия. Обосновывается необходимость исключения юрисдикционных полномочий из сферы компетенции Федеральной инспекции труда.

Ключевые слова:
труд, инспекция, административная ответственность, юрисдикционные полномочия, контроль, надзор, правозащитные функции.

Список литературы:
1 См.: Петров А.Я. Государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства (о новой концепции главы 57 ТК РФ) // Трудовое право. 2009. № 2. С. 30; Яковлева А.В. Способы защиты трудовых прав работников (концептуальный аспект) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 12-13. 2 Термин “правозащитная компетенция” предложен П. В. Анисимовым (Анисимов П. В. Права человека и правозащитное регулирование: Проблемы теории и практики : монография. Волгоград, 2004. С. 194). 3 Сапфирова А.А. Современные направления совершенствования компетенции федеральной инспекции труда в области защиты трудовых прав и законныхинтересов в сфере труда // Социальное и пенсионное право. 2008. № 2. С. 39. 4 См., например: Петров А.Я. Указ. соч. С. 35-36; Яковлева А. В. Указ. соч. С. 27 и др. 5 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы “Консультант Плюс”. 6 Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12. 7 Кошлев Д. А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2009. № 12. С. 111. 8 Барбашова Т.П. Инспекция труда: дубина или хворостина? // Бизнес-адвокат. 2005. № 5. Доступ из справ.-правовой системы “Консультант Плюс”. 9 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 251, 322. 10 Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. С. 11. 11 Николаева Л.А. Теоретические и практические проблемы обеспечения законности в советском государственном управлении: дис. … д-ра юрид. наук. Л., 1973. С. 17. 12 Беляев В.П. К вопросу оптимизации контрольной деятельности // Законодательство. 2006. № 6. С. 75. 13 Кошлев Д.А. Указ. соч. С.109. 14 Бюллетень международных договоров. 2002. № 2. 15 См., например: Кошлев Д.А. Указ. соч. С. 110-111; Маркин А. А. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 22 и др. 16 См., например: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право : учеб. для вузов. М., 1999. С. 218; Кошлев Д.А. Указ. соч. С. 110 -111; Сонин А.И. По итогам I полугодия 2008 года Государственной инспекцией труда выявлено более 76 тысяч различных нарушений // Трудовое право. 2008. № 9. С. 8, 11 -12.

Содержимое статьи:
Конституция Российской Федерации, закрепляя основные права человека в сфере труда (ст. 37), гарантирует их защиту всеми способами, не запрещенными законом, в том числе государственную защиту (ст. 45). Особенности правозащитной деятельности заключаются следующем: во-первых, в качестве обязательного (конститутивного) признака она должна включать восстановление нарушенного права либо устранение препятствий для его реализации; во-вторых, она осуществляется только уполномоченными субъектами; в-третьих, защита трудовых прав работников обеспечивается не только принуждением, но и убеждением работодателя в правовой необоснованности его позиций при урегулировании трудового конфликта в рамках согласительных процедур1. Согласно ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, который осуществляется специально уполномоченными контрольно-надзорными органами. Ведущее место среди контрольно-надзорных органов в сфере защиты трудовых права и свобод занимает Федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Согласно указанной норме, Федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Законодатель наделяет данный орган контрольно-надзорными полномочиями, однако анализ этих полномочий не позволяет однозначно судить о правовом статусе инспекции труда. Учитывая, что основное предназначение данного органа власти, как следует из положений ТК РФ, заключается в защите трудовых прав, его компетенцию предлагают называть правозащитной2, поскольку его деятельность в конечном итоге направлена на восстановление нарушенных трудовых прав и обеспечение законных интересов в сфере труда3. Ряд авторов обоснованно считают, что в действительности Федеральная инспекция труда в большой степени обладает административно-правовым статусом, нежели правозащитным4. Анализ правовых норм, регламентирующих деятельность инспекций труда в Российской Федерации, позволяет рассматривать данный орган в качестве: 1) надзорно-контрольного органа - гл. 57 ТК РФ, положения федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, приказ Роструда от 3 июня 2009 № 127 “О мерах по реализации положений федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”5; 2) правозащитного органа - ч. 2 ст. 352, абз. 1 ч. 2 ст. 355, абз. 15 ст. 356, ч. 2 ст. 357 ТК РФ; 3) юрисдикционного органа - абз. 13 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ст. 23.12 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Ввиду того что юрисдикционные и правозащитные полномочия инспекций труда представляют собой конкретизацию надзорно-контрольных функций, решение вопроса о правовом статусе Федеральной инспекции труда видится в исследовании ее полномочий как контрольно-надзорного органа. Проблема в том, что законодатель не разграничивает понятия “контроль” и “надзор”, содержание которых существенно различается, что и порождает непрекращающиеся споры о статусе контрольно-надзорных органов. Одни авторы считают, что в деятельности инспекции труда контрольно-надзорные функции сочетаются6, другие рассматривают государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как основную форму защиты трудовых прав со стороны Федеральной инспекции труда7, третьи ведут речь о надзорно-контрольной и правозащитной деятельности инспекции труда8. Представляется необходимым разграничивать понятия “контроль” и “надзор”, поскольку, даже с этимологической точки зрения, данные термины имеют разное содержание9. С правовой точки зрения, особенности контроля заключаются в том, что он осуществляется в отношении подчиненных органов, контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта, непосредственно применять меры государственного принуждения10. В свою очередь, для надзора характерны такие черты, как отсутствие отношений подчиненности между надзирающими органами и поднадзорными; осуществление органами публичной власти11; недопустимость вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного органа; отсутствие у должностных лиц органов надзора права применять непосредственно меры взыскания за допущенные нарушения законности12. Государственный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для государственного надзора основными методами являются непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов государственного (внешнего) контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.13 Анализ действующего трудового и административного законодательства позволяет согласиться с мнением о сочетании в деятельности инспекции труда контрольно-надзорных функций, о чем свидетельствует и ч. 1 ст. 353 ТК РФ. Действительно, исходя из вышеперечисленных критериев, разграничивающих понятия контроля и надзора, можно констатировать, что черты надзора в деятельности Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов проявляются в следующем: - во-первых, инспекция труда - орган государственной власти (публичный орган), что означает его создание и функционирование в целях реализации конкретных государственных задач. Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону. Независимость должностных лиц инспекции труда предопределяет отсутствие отношений подчиненности с поднадзорными работодателями; - во-вторых, под сферу деятельности инспекции подпадают все работодатели на территории Российской Федерации, в том числе работодатели - физические лица, юридические лица, независимо от форм собственности, организационно-правового статуса и других обстоятельств; - в-третьих, по ряду правонарушений должностные лица инспекции труда не вправе применять непосредственно меры взыскания за допущенные нарушения законности: их полномочия ограничены составлением протокола об административном правонарушении, возбуждением производства по делу и передачей материалов для рассмотрения суду (например, ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.