English version

Архив номеров

Никитина Н.А.

Название статьи:
Инвестиционно-инновационный механизм повышения конкурентоспособности российской экономики и его правовое отражение

Аннотация:
Рассматриваются основные тенденции, способствующие повышению конкурентоспособности российской экономики. Поднимаются вопросы привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику для развития производства, перечисляются меры создания благоприятного инвестиционного климата.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, иностранные инвестиции, инновации, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционное законодательство.

Список литературы:
1 Поляков В. Сырьевая ориентация российского экспорта // Мировая экономика и междунар. отношения. 2006. № 1. С. 92. 2 Кондратьев В., Куренков Ю. Промышленно-инвестиционные исследования // Мировая экономика и междунар. отношения. 2006. № 4. С. 71. 3 Экономика: толковый словарь. М., 2000. 4 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : федер. закон от 25 февр. 1999 г. № 39-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г. // Собр. законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096. 5 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июня 1998 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 июля 1998 г. // Собр. законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3493. 6 Цит. по: Бутаев В. Стратегический выбор России - привлечение масштабных частных инвестиций // Комсомольская правда. 2005. 27 апр. С. 2. 7 Злыднев М. Привлечение прямых иностранных инвестиций // Экон. науки. 2008. № 5(42). С. 390. 8 Абрамов С.И. Инвестирование. Центр экономики и маркетинга. М., 2000. С. 125. 9 Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 80. 10 Экономическая теория на пороге XXI века: Неоэкономика / под ред. Ю. М.Осипова, В.Г. Белолипецкого, Е.С.Зотовой. М., 2001. С. 414-415. 11 Белоус Т. Иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Мировая экономика и междунар. отношения. 2003. № 9. С. 65-66. 12 Елизаветин М.Е. Иностранный капитал и экономическая стратегия России // Банковское дело. 2005. № 7. С. 29.

Содержимое статьи:
В последнее время экономическая ситуация в мире меняется коренным образом в сторону усиления роли наукоемкого, высокотехнологического производства, от которого зависит уровень конкурентоспособности не только промышленной отрасли, но и страны в целом. Это ведет к изменениям в структуре и объеме инвестиций в экономику государства. Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Возникает необходимость усиления государственного вмешательства в процесс инвестирования промышленных отраслей путем как совершенствования действующего инвестиционного законодательства и устранения существующих пробелов, так и поиска новых эффективных форм взаимодействия государства и частного сектора, цель которого - выработка новой модели юридического и экономического сотрудничества, позволяющей повысить инвестиционный потенциал экономики страны. В странах с развитой рыночной экономикой можно выделить характерные основополагающие тенденции повышения их конкурентоспособности: 1) соответствие воспроизводственной структуры требованиям мирохозяйственных процессов, когда успешно развиваться при усилении мировой конкуренции удается при условии постоянного совершенствования производственных мощностей за счет обновления их современными высокотехнологичными средствами производства; 2) достижение технологичного превосходства над странами-конкурентами в производстве некоторых высокотехнологичных, а значит, наукоемких и особо дорогостоящих товаров при помощи увеличения доли затрат на НИОКР во внутреннем валовом продукте в целом и в этих направлениях в частности (данные направления поддерживают международную конкурентоспособность национальной промышленности); 3) возрастание роли экономической политики государства, способствующей дальнейшему развитию национального производства и стимулированию экспорта. При существующих тенденциях развития национальной промышленности и экономики в целом (низкая рентабельность отраслей обрабатывающей промышленности, ориентация на ценовые факторы конкурентоспособности, сильная изношенность и технологическая отсталость основных фондов и др.) надеяться в ближайшее время на повышение конкурентоспособности экономики в международном аспекте силами только лишь частного предпринимательского сектора не приходится. То, какое место будет занимать наша страна в международном разделении труда, зависит от усилий государства, направленных на формирование адекватной мировым требованиям инновационной системы, организацию в отечественной промышленности современной технико-технологической базы1. Необходимо постепенно сменить сырьевую ориентацию экономики на наукоемкое, технотронное развитие, характеризующееся эффективными производительными силами на основе новых технологий. Прежде всего, необходимо развивать естественные конкурентные преимущества базовых экспортных отраслей добывающей промышленности, что приведет к увеличению показателей их экспорта в стоимостном и физическом выражении. Необходимость первоочередного решения проблемы увеличения объемов добычи сырьевых товаров заключается в возможности централизованного включения инвестиционно-инновационного механизма структурной перестройки экспорта, осуществления перехода от нынешней ресурсной ориентации к экспортонаукоемкому этапу развития экономики на основе изъятия и перераспределения сверхдоходов от сырьевого экспорта2. В нормативных актах, к сожалению, до сих пор отсутствует однозначное и общепризнанное определение понятия “инновация”, что свидетельствует о недостаточном отражении данного аспекта в правовой сфере. Терминология формулируется разными коллективами разработчиков применительно к различным задачам в различных отраслях. Понятие “инновация” употребляется как в значении “научное и техническое нововведение” (в правительственных документах по научной и технической политике), так и в значении “экономическое применение новой идеи”3, т.е. нововведения в области организации труда, маркетинга не обязательно связаны с какими-либо научными и техническими новшествами. В нормативных материалах термин “инновация” употребляется в более узком значении. Так, в постановлении Росстата от 9 июля 2007 г. завершенные инновации определены как “внедренные на рынке новые или подвергающиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения”. Соответственно, в отчетной форме Госкомстата № 4-инновация “Сведения об инновационной активности организаций” инновация определена как “нововведение в области организации труда, маркетинга и т.д.” Усиление роли России на внешних рынках невозможно без улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена в сторону повышения доли готовой продукции, ее инновационного уровня. Необходимо осуществлять государственное регулирование экспортной ориентации обрабатывающих отраслей на основе повышения конкурентоспособности их продукции на внешнем рынке. Во-первых, основная часть инвестиций должна направляться на поддержку и развитие производств готовых изделий, расширение их ассортимента принципиально новыми и технологически сложными товарами, пользующимися спросом на мировом рынке. Во-вторых, решить задачу модернизации технологических процессов производства готовых товаров может налаживание научно-производственной кооперации между предприятиями - участниками проектов и научно-исследовательскими учреждениями по разработке и внедрению ресурсосберегающих технологий мирового уровня. Также государству необходимо обеспечить доступ российских предприятий к НИОКР, проводимым в других странах. В-третьих, необходимо включить отечественное машиностроение в технический аспект реализации инвестиционных проектов. При этом следует оформить долгосрочный госзаказ на разработку и поставку принципиально новых машин и оборудования, через профильные банки предоставить предприятиям низкопроцентные кредиты на покупку в первую очередь отечественных машин и оборудования, лицензий на применение технологий. Только при отсутствии требуемых образцов отечественного производства можно прибегнуть к импорту. Во всех развитых странах задача обеспечения конкурентоспособности страны перенесена в сферу развития и внедрения новых технологий. Уровень развития наукоемких отраслей воздействует на конкурентоспособность всей экономики, две трети факторов экономического роста связаны с достижениями науки, техники и технологии. В странах - лидерах мировой экономики основные методы стимулирования экспорта были направлены на создание конкурентоспособной экспортной базы. В условиях глобализации конкуренции важнейшим направлением обеспечения экспортной экспансии становятся финансирование НИОКР и поддержка развития высокотехнологичных отраслей. Самая острая конкурентная борьба между фирмами США, Японии и странами Западной Европы развернулась в наиболее прогрессивных отраслях промышленности, где воплощаются передовые достижения науки, техники и технологии.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.