English version

Архив номеров

Петрова И.В.

Название статьи:
Субвенции бюджетам муниципальных образований: проблемы правового регулирования

Аннотация:
Рассматриваются правовые вопросы выделения субвенций бюджетам муниципальных образований, содержание материальных бюджетных правоотношений в сфере финансирования отдельных государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям. Делается вывод, что необходимо учитывать дополнительные затраты, связанные с администрированием названных полномочий.

Ключевые слова:
субвенции, бюджет муниципального образования, бюджетные правоотношения, отдельные государственные полномочия.

Список литературы:
1 Дитятковский М.Ю. Формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2. С. 23. 2 См.: Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. 2005. № 5; 2007. № 19; Тульские вести. 2006. № 336-339. 3 Например: постановление мэра Северодвинска от 6 апреля 2007 г. № 107 «Об утверждении положения о системе управления охраной труда в МО “Северо- двинск”» // Бюл. нормативно-правовых актов МО “Северодвинск”.2007; Решение Собрания депутатов МО “Приморский муниципальный район” от 22 июня 2006 г. «Об образовании территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования “Приморский муниципальный район”» // У Белого моря. 2006. № 26. 4 Например: Приказ Минфина РФ от 28 февраля 2007 г. № 20 н “Об утверждении отчетности о расходовании предоставленных субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов” (вместе с рекомендациями о порядке составления отчетов о расходовании предоставленных субвенций из Федерального фонда компенсаций) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 18. 5 Например: Постановление Правительства Мурманской области от 28 февраля 2007 г. № 110 - ПП “О внесении дополнений в правила расходования средств на предоставление субвенций из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) в части возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим в муниципальных организациях и проживающим в сельской местности и поселках городского типа” // Мурм. вестн. 2007. № 48. 6 Собрание законодательства РФ. 2005. № 44. Ст. 4551; 2007. № 48. Ч. 2. Ст. 6000. 7 Куда идут трансферты // Рос. газ. 2007. 25 окт. 8 Лосева Н.Е. Правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 105. 9 См., например: Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: учеб. пособие. М., 2002. С. 98. 10 Селюков А.Д. Правовое обеспечение оптимизации межбюджетных отношений в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 46.

Содержимое статьи:
Одной из важных проблем, возникающих в сфере материальных бюджетных правоотношений, является финансирование отдельных государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям. Часть 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Поскольку в соответствии с пунктом “н” ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации определение общих принципов организации местного самоуправления составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Закрепление в Конституции Российской Федерации нормы о законодательной форме наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями “является своего рода гарантией для органов местного самоуправления от возможных злоупотреблений со стороны государства и его органов в этом вопросе”1. Установление данного правила позволяет исключить возможность массовой передачи государственных полномочий органам местного самоуправления и строго определить порядок такой передачи. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закреплен в ст. 19 Закона № 131 - ФЗ. Относительно финансового обеспечения п. 5 названной статьи устанавливает осуществление переданных государственных полномочий только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Статьей 140 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Россий- ской Федерации образует региональный фонд компенсаций. Бюджетный кодекс РФ выделяет два источника формирования субвенций местным бюджетам: 1) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти; 2) собственные доходы и источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы которого наделяются названными полномочиями, осуществляется в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Так, нормативно-правовые акты субъектов РФ содержат перечень государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления вместе с перечнем муниципальных образований и методиками расчета субвенций, передаваемых на осуществление данных полномочий. Например, закон Архангельской области от 20 сентября 2005 г. “О порядке наделения органов местного самоуправления Архангельской области отдельными полномочиями Архангельской области”, закон Тульской области от 25 декабря 2006 г. “О некоторых особенностях межбюджетных отношений на территории Тульской области”2 наделяют органы местного самоуправления государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций из областного фонда финансовой поддержки поселений, содержат перечень передаваемых государственных полномочий, ответственность за неисполнение переданных полномочий, а также расчет (методику) общего объема финансовых средств для осуществления конкретных государственных полномочий. В свою очередь, муниципальные образования принимают нормативно-правовые акты в сфере реализации переданных государственных полномочий3. Непосредственное распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию, а в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений распределение указанных субвенций утверждается решением о бюджете муниципального района (п. 5. ст. 140 БК РФ). Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации4 или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ5 в зависимости от того, за счет средств какого бюджета осуществляется финансовое обеспечение субвенций. Учитывая целевую направленность, субвенции подлежат возврату. В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 18 октября 2005 г. № 625 “Об утверждении правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета”6 предусмотрено, что в случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако понятие и содержание процедуры взыскания в бюджетном законодательстве не установлены. Проблема обеспечения в полном объеме переданных государственных полномочий финансовыми ресурсами для муниципальных образований по-прежнему является одной из насущных7. Недостаточность передаваемых из федерального и регионального бюджетов финансовых ресурсов приводит к отвлечению собственных средств местных бюджетов на выполнение передаваемых полномочий, что приводит к снижению эффективности реформирования межбюджетных отношений с участием муниципальных образований. Таким образом, при расчете средств на финансирование передаваемых государственных полномочий муниципальным образованиям необходимо учитывать дополнительные затраты, связанные с администрированием названных полномочий. Следует иметь в виду, что до внесений изменений Законом 2004 г. № 120-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ его нормы не содержали различия между случаями возмещения средств другому бюджету по следующим основаниям: если делегированы полномочия другому уровню власти, или если у бюджета другого уровня снижены доходы или увеличились расходы вследствие деятельности органов власти8. В отношении сказанного в науке обоснованно высказывается мнение, что с точки зрения передачи средств другим бюджетам разграничения оснований делать не следует. Однако, с позиции межбюджетных отношений и учета степени самостоятельности бюджета каждого уровня, необходимо рассматривать причины передачи средств другому бюджету, проводить различия между режимом взаимных расчетов и режимом компенсаций. Различия проявляются в том, что первый режим должен базироваться на договорной основе, второй предполагает одностороннюю обязанность субъекта публичной власти заблаговременно передавать другому бюджету суммы компенсации9.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.