English version

Архив номеров

Новикова И.П.

Название статьи:
Валютная интеграция Российской Федерации и Республики Беларусь. Финансово-правовой аспект

Аннотация:
При отсутствии согласованной политической воли сторон по вопросу интеграции России и Беларуси предлагается осуществить комплекс мер по унификации их национальных законодательств, по установлению функций и полномочий правительств и центральных банков.

Ключевые слова:
Союзное государство, денежно-кредитная система, плавающий валютный курс, эмиссионный центр.

Список литературы:
1 Вестник Банка России. 1994. № 6. 2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 47. Ст. 5301. 3 Документ опубликован не был. 4 Собрание законодательства РФ. 1996. № 47. Ст. 5300. 5 Там же.1997. № 30. Ст. 3596. 6 Там же. Ст. 3596. 7 Там же. 2000. № 7. Ст. 786. 8 Вестник Банка России. 1997. № 28. 9 Российская газета. 1998. 26 дек. 10 Бюллетень международных договоров. 2000. № 3. С. 73 - 85. 11 Гейвандов Я.А. Денежно-кредитная интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства // Фин. право. 2007. № 2. С. 32-39. 12 Собрание законодательства РФ. 2001. № 32. Ст. 3320. 13 Бюллетень международных договоров. 2002. № 9. С. 37 - 41.

Содержимое статьи:
Камнем преткновения на пути единения России и Беларуси стал практически нерешаемый вопрос объединения денежно-кредитных систем обоих государств, в том числе введение единой денежной единицы и создание единого эмиссионного центра Союзного государства, что включает в себя процесс валютной интеграции. Политическая воля, выраженная на бумаге, оказалась недостаточной для реализации намеченных планов. Необходимым было не только создание приемлемых экономических условий, ставящих оба государства в равное положение, но и решение трудностей юридического, конституционного характера и в России, и в Беларуси. В официально не опубликованном Договоре об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы1 от 12 апреля 1994 г. были закреплены основные (базовые) условия объединения денежных систем как одного из факторов формирования Экономического союза в рамках СНГ. Представляется, что положения указанного договора и перечня соглашений и протоколов к нему определили основные направления и цели, а также методы их достижения, которые должны были быть в последующем применены Россией и Беларусью в валютной сфере. В частности, в ст. 1 договора указано, что в основу поэтапного объединения денежных систем положено использование в качестве общей денежной единицы российского рубля в денежном обращении на территории обоих государств и в их межгосударственных расчетах. В связи с тем, что процесс этот поэтапный, Республика Беларусь должна была осуществить переоценку (обмен) своих наличных белорусских рублей и всех иных видов имущества в валюте Российской Федерации по согласованному курсу (с применением двух обменных курсов) и в согласованные сроки. Таким образом, предполагалось, что на первом этапе коллективной валютой (как инструментом сотрудничества) станет российский рубль (в рассматриваемом случае статус коллективной валюты предполагает, что наряду с обращением российского рубля национальная валюта (белорусский рубль) сохраняет силу законного платежного средства на территории соответствующего государства (Беларуси). На следующем этапе, как планировалось, российский рубль примет форму единой валюты в рамках валютной интеграции. Иными словами, таким способом должна была функционировать система параллельного денежного обращения одностороннего характера. Только российский рубль, в отличие от белорусского, должен был получить силу законного платежного средства на территории обоих государств. Принципиальным являлось положение о том, что со дня вступления Договора в силу предполагалось создание единого эмиссионного банка и органа денежно-кредитного и валютного регулирования в рамках объединенной денежной системы, права и полномочия которого приобретал Центральный банк Российской Федерации. В процессе обмена денег баланс Национального банка (НБ) Республики Беларусь включался в баланс Банка России, который должен был отвечать по обязательствам НБ Республики Беларусь. Однако невыполнение сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного договора, предопределило дальнейший ход процесса объединения денежных систем двух стран. Составлением в качестве приложений к договору соответствующих соглашений и протоколов этот процесс завершился, подтвердив декларативный характер содержавшихся в них норм. Позже, 6 января 1995 г. было принято Соглашение между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и белорусского рубля2, которое вступило в силу 14 августа 1996 г. Его стороны (Россия и Беларусь), подтверждая приверженность к созданию Экономического союза и к поэтапному формированию Платежного союза, принимая во внимание функционирование на территории обоих государств своих национальных денежных систем, согласились, что необходимым условием достижения взаимной конвертируемости российского рубля и белорусского рубля является поэтапное осуществление мероприятий по стабилизации их курсов по отношению друг к другу и к свободно конвертируемым валютам (ст. 1). Банк России и Национальный банк Республики Беларусь должны были обеспечить регулярные (не реже двух раз в неделю) котировки рыночного курса российского рубля и белорусского рубля по отношению друг к другу и к доллару США, которые должны были проводиться на основе соотношения спроса и предложения на внутренних валютных рынках соответствующих государств. Кроме того, стороны должны были обеспечить унификацию механизма валютного контроля и регулирования. Таким образом, в данном Соглашении стороны уже не упоминают о единой денежно-кредитной системе, а, напротив, выражают намерение сохранить собственные валюты и сосредоточиться на сотрудничестве в рамках сложившихся денежно-кредитных систем обоих государств. В итоге ранее достигнутые договоренности об объединении денежно-кредитных систем обоих государств фактически были приостановлены. Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 12 июля 1995 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля3, не вступившее в силу. Однако целью указанного соглашения было стремление не к интеграции, а к повышению эффективности борьбы с нарушениями законодательства в области валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций, осуществляемых между двумя государствами. Что касается непосредственно российско-белорусской интеграции с целью создания валютного союза, то правовую основу данного процесса составляют такие международные двусторонние акты, как Договор об образовании Сообщества России и Беларуси4 от 2 апреля 1996 г. (далее - Договор об образовании Сообщества), Договор о Союзе Беларуси и России5 от 2 апреля 1997 г. (далее - Договор о Союзе), а также Устав Союза Беларуси и России6 от 23 мая 1997 г. (далее - Устав Союза), являющийся неотъемлемой частью Договора о Союзе. Перечисленные документы утратили свою силу в связи с принятием 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства7. Одним из существенных моментов в создании глубоко интегрированного экономического сообщества должно было стать проведение унификации денежно-кредитных и бюджетных систем сторон, создание условий для введения общей валюты. В итоге снова была провозглашена идея введения единой (общей) валюты на территории обоих государств. Указанные мероприятия в соответствии со ст. 7 Договора об образовании Сообщества должны были быть проведены до конца 1997 г. Для осуществления этих функций предполагалось создание органов Сообщества (Высший Совет, Парламентское Собрание, Исполнительный Комитет). О необходимости проведения более конкретных мероприятий в валютной сфере в указанном документе не упоминалось.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.