English version

Архив номеров

Бакаева О.Ю.

Название статьи:
Вопросы защиты публичных интересов при незаконном вывозе за границу культурных ценностей

Аннотация:
Рассматриваются некоторые особенности уголовной и административной ответственности при незаконном перемещении культурных ценностей через таможенную границу. Предлагаются меры по усилению борьбы с нелегитимным оборотом культурных ценностей.

Ключевые слова:
публичные интересы, культурные ценности, вывоз за границу.

Содержимое статьи:
Одной из функций российских таможенных органов является пресечение незаконного перемещения через таможенную границу культурных ценностей. Криминальный вывоз предметов искусства существовал во все времена, и ни одна из стран мира не смогла его избежать. Действительно, для одних людей такие предметы - форма удовлетворения своих культурных потребностей, а для других - способ существования или средство наживы. Причины незаконного оборота культурных ценностей очевидны: желание иметь в собственности тот или иной предмет, недоступный для законного приобретения по тем или иным причинам; стремление к получению доходов за счет хищения и последующей продажи культурных ценностей (часто за границу); незнание норм законодательства; правовой нигилизм. В некоторых случаях предмет искусства перевозится через таможенную границу контрабандным способом для конкретного покупателя - заказчика. Здесь, как правило, возникает соучастие лиц: например, один совершает хищение, другой перемещает товар через границу, третий доставляет его непосредственно в руки заказчика. Иногда в таком обороте задействованы большие группы и даже организации. В литературе называются и другие предпосылки: отсутствие в законодательстве Российской Федерации регламентации легального рынка антикварного оружия; отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность военно-патриотических объединений, специализирующихся на поиске и реставрации военной техники периода Второй мировой войны, а также высокий спрос на нее за рубежом; наличие развитого рынка предметов палеонтологии и минералогии в Западной Европе и значительных финансовых средств у зарубежных коллекционеров1. Криминальное перемещение через границу культурных ценностей иногда бывает спровоцировано сравнительно доступным приобретением предметов искусства внутри страны. Нередки случаи покупки за бесценок антиквариата и у граждан (чаще всего престарелого возраста), не предполагающих истинную стоимость определенной вещи. Органами ФСБ России накоплен опыт расследования уголовных дел о незаконном перемещении из России за границу культурных ценностей. Их анализ показывает, что если ранее указанные преступления совершались в основном одиночками, то теперь “организованными, относительно стабильными и сплоченными группами, специально созданными для занятия контрабандной деятельностью на основе четкого распределения ролей на так называемой конвейерной основе”2. Среди участников групп выделяются продавцы, скупщики и переправщики товаров, действующие на территории России. Иногда ими являются реставраторы музеев, библиотек, церквей и оценщики предметов старины. Нередко в качестве курьеров используются иностранцы - сотрудники дипломатических представительств, обладающие дипломатическим иммунитетом. Если курьерами являются иностранные дипломаты, у них через соответствующие подразделения МИД истребуются объяснения и решается вопрос об их дальнейшем пребывании в России3. В соответствии со ст. 22 закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей” порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу распространяется на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Их личный багаж подвергается таможенному досмотру. Получателями контрабанды выступают, в основном, лица, выехавшие из России на постоянное место жительства за границу, зачастую они сохраняют российское гражданство. Обычно они же занимаются реализацией незаконно вывезенных из России ценностей через открытые для этих целей магазины, лавки4. В законе РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей” указывается, что за совершение действий, противоречащих его нормам, устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. В российском законодательстве четко определены лишь пределы уголовной ответственности. Наиболее распространенным видом незаконных деяний в отношении культурных ценностей остается их контрабанда (ст. 188 Уголовного кодекса РФ). Незаконное перемещение через таможенную границу культурных ценностей квалифицируется по ч. 2 данной статьи, где они названы непосредственным объектом преступления. Контрабанда означает перемещение через таможенную границу товаров или иных предметов помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. По данным ФТС России, ежегодно по ст. 188 УК РФ возбуждается 120-130 уголовных дел, предметами преступлений по которым явились культурные, исторические ценности. При этом в 2008 г. было изъято более 25 тыс. предметов культурного достояния. Кроме того, возможно и привлечение виновных лиц к ответственности по ст. 190 УК РФ: невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ. Объектом преступлений, предусмотренных ст. 188 и 190 УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся при перемещении через таможенную границу культурных ценностей. Однако объективная сторона данных составов различна: в первом случае - это действие, а во втором - бездействие. Вывоз культурных ценностей осуществляется несколькими способами, включающими в себя контрабанду в ее традиционном проявлении (сокрытие и недекларирование), а также использование поддельных документов, документов, полученных незаконным путем или относящихся к другим предметам, нелегальный вывоз произведений искусства под прикрытием проводимых за рубежом художественных выставок или под предлогом временного вывоза. Если предмет перемещается через таможенную границу, но не представляется для таможенного контроля (использование тайников, скрытых мест и т.п.), считается, что таможенный контроль в отношении него не был и не мог быть осуществлен ввиду сокрытия его от проведения проверочных мероприятий.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.