English version

Архив номеров

Калитина Ю.В.

Название статьи:
Реформирование действующего законодательства и его влияние на оптимизацию частных и публичных интересов

Аннотация:
Рассмотрен ход реформы, нацеленной на разрешение конфликта между властью и обществом.

Ключевые слова:
реформа, действующее законодательство, частные и публичные интересы.

Содержимое статьи:
Динамика развития общественных отношений обусловливает необходимость постоянного обновления правил, их регулирующих. Каждая ступень в прогрессивном развитии человеческого общества необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед новыми условиями1. Рыночные преобразования начала 90-х гг. ХХ в. потребовали коренных реформ - создания принципиально новых условий построения российского государства. Они коснулись всего массива национального законодательства и выразились в проведении мероприятий, посредством которых одни общественные отношения устарели и, как следствие, утратили силу, другие - видоизменились, третьи - возникли, появились как новые правовые явления. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью общества, однако признать, что данная норма стала реальностью затруднительно до сих пор. Безусловно, противоречие между властью и обществом объективно существовало всегда уже потому, что политическая система по определению не может абсолютно адекватно отражать всю совокупность интересов, вызревающих в данном конкретном социуме. В любом обществе часть интересов остается за скобками политического согласия, следовательно, всегда существует почва для социального недовольства. Однако проведение реформы нацелено на сглаживание конфликта этих интересов, на устранение явного противостояния одних субъектов другим. Остановимся на рассмотрении реформы государственной службы, судебной реформы и реформы системы органов внутренних дел Российской Федерации, поскольку они затрагивают большую сферу жизнедеятельности общества. Государственная служба в России является важнейшим инструментом преобразований во власти, экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности. Как отмечает С.Е. Чаннов, публичный характер государственной службы заключается в том, что она осуществляется в общеполезных целях, для достижения общественного блага, но в то же время характеризуется направленностью на реализацию функций государства и наличием властной составляющей2. Однако существующий государственный аппарат не приспособлен для решения многих стратегических задач. Внутренние противоречия накопились в самой государственной службе как роде профессиональной деятельности, что говорит о необходимости ее реформирования. Результатом этой реформы должно стать государство, адекватное времени и целям, которые стоят перед страной. Процесс реформирования государственной службы можно условно разделить на три этапа. На первом этапе был сформирован определенный подход к реформированию и модернизации государственной службы, он завершился принятием и утверждением Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации3. Второй этап ознаменован принятием Федерального закона “О государственной гражданской службе РФ”4. Третий этап включает в себя совершенствование механизмов функционирования государственной службы, осуществление практической реализации норм, заложенных в федеральной программе, федеральном законе, принятых в рамках концепции. Становление государственной службы России проходило в сложных и противоречивых условиях. Ее реформирование отставало от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере. Издержки нерешенных проблем в этой области проявляются в низкой эффективности работы государственных органов, недостаточном уровне профессионализма госслужащих, высокой степени отчуждения от них граждан, снижении престижа государственной службы. Реформа государственной службы призвана устранить все эти проблемы. Она нацелена на кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. Актуальность задачи видится в восстановлении доверия граждан к органам государственной власти за счет качественного удовлетворения их социальных и общественных потребностей на основе предоставления государственных услуг. В данной связи верным представляется позиционирование А.В. Гусевым государственной службы во взаимоотношениях с обществом как социального сервисного института. Ученый указывает на необходимость ее переориентации “с оказания преимущественно внутриаппаратных услуг на обслуживание реальных потребностей общества, устранение многочисленных “административных барьеров”, фиктивных и избыточных государственных услуг, введение единых требований (стандартов) к качеству, формам и срокам их предоставления, усиление системы внутреннего и внешнего контроля”5. Государственная служба тесно связана со структурами гражданского общества. Их взаимодействие должно осуществляться на основе принципов законности и правовой регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, которые исключают обстоятельства, способствующие процветанию коррупции и злоупотреблениям на государственной службе, а также произволу при реализации государственными служащими общественных потребностей (государственных услуг), принятии управленческих решений; предельной открытости системы государственной службы; дебюрократизации отношений между государственными служащими, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества; подконтрольности системы государственной службы государству и гражданскому обществу6. Одним из средств повышения эффективности функционирования системы государственной службы является кадровая политика. Ее приоритетом можно назвать создание действенного механизма формирования высокопрофессиональных кадров государственной службы посредством применения современных кадровых технологий и механизмов при возрастании роли и ответственности кадровых служб государственных органов. Эффективность государственной службы обеспечивается оптимизацией и стабилизацией структуры государственных органов и их аппаратов, разграничением задач, функций, полномочий и ответственности государственных органов и их подразделений. Увеличение самостоятельности руководителей подразделений государственных органов и других государственных служащих будет сопровождаться внедрением действенных механизмов оценки результативности и качества их деятельности, мер ответственности за принимаемые ими решения, а также созданием системы мотивации их служебной деятельности. Анализ законодательства о государственной гражданской службе субъектов Федерации, находящихся, например, в пределах Приволжского федерального округа, показывает, что полномочия органов государственной власти субъектов Федерации по урегулированию правоотношений в данной сфере, предоставленные Конституцией РФ и федеральным законодательством, по ключевым вопросам в целом реализованы. Однако в ряде субъектов не в полной мере реализуются полномочия, предоставленные в соответствии с федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации”7. Так, не везде утверждены положения о кадровом резерве на гражданской службе. Недостаточным образом реализуются полномочия субъектов РФ по установлению дополнительных государственных гарантий государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.