English version

Архив номеров

Тимохин Н.В.

Название статьи:
Роль согласительных процедур в реализации координационных полномочий полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

Аннотация:
Автор полагает, что при современных условиях и тенденциях государственного развития необходимо вернуться к вопросу о правовом регулировании согласительных процедур в контексте ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации. При этом в правовом механизме согласительных процедур свое определенное место должен занять институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Ключевые слова:
федеральные округа, полномочные представители Президента РФ, согласительные процедуры.

Содержимое статьи:
Указом Президента РФ “О полномочных представителях Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации”1 от 10 июня 1994 г. № 1186 (утратил силу) статус представителей главы государства в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах был приведен в соответствие с Конституцией РФ. Как известно, указом Президента РФ “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе”2 от 13 мая 2000 г. № 849 институт полномочного представителя Президента РФ в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Не вызывает сомнений, что одним из факторов, позволяющих говорить о конституционно-правовой природе координационной деятельности в системе исполнительных органов государственной власти, являются установленные в Конституции Российской Федерации согласительные процедуры, используемые главой российского государства. Согласно ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Указанное конституционное положение обусловливает правовую природу согласительной деятельности Президента Российской Федерации в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Полагаем, что указанная конституционная конструкция закрепляет роль Президента Российской Федерации как координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. “Процедура согласования имеет целью достижение взаимоприемлемого решения путем координации интересов всех ее участников”, - отмечается в решении Конституционного Суда Российской Федерации3. При этом определенная сложность состоит в том, что ни Конституция Российской Федерации, ни какие-либо иные нормативные правовые акты не содержат таких понятий, как “согласительные процедуры”, “разногласия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, “недостижение согласованного решения”, именно в контексте ч. 1 ст. 85 Конституции. В Конституции РФ не конкретизировано понятие согласительных процедур, что имеет принципиальное значение, так как в результате Президент Российской Федерации оказывается свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении согласованного решения4. Скорее всего, это объясняется тем, что история появления и развития института согласительных процедур в Российской Федерации, его внедрения в правовую и политическую практику имеет относительно небольшой срок. Развитие институтов демократии и легальное признание существования различных, иногда и прямо противоположных интересов у субъектов, действующих в политической, экономической и иных сферах государственной жизни, привели к легализации возникающих между ними коллизий. Это, в свою очередь, поставило перед учеными, в том числе юристами, политиками-практиками, вопрос о необходимости разработки и внедрения инструмента их предупреждения и разрешения5. Анализ научной юридической литературы показал, что до настоящего времени нет единства мнений в отношении сущности согласительных процедур. Отдельные авторы относят согласительные процедуры к способам защиты субъектами Российской Федерации своих интересов и соответственно делают вывод об инициировании процедуры субъектами Федерации6. Некоторые называют согласительные процедуры “обычным и надежным способом улаживания конфликтов”7. Существует также мнение, что проведение согласительных процедур должно организовываться представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе8. Данная позиция представляется нам вполне разумной и заслуживающей апробации на практике. Принципиально важным представляется следующее обстоятельство: в процессе согласования порядка ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации не представляет интересы какой-либо стороны, а выступает как бы над конфликтом в роли независимого и объективного арбитра. При этом в ходе согласительных процедур Президент Российской Федерации обеспечивает взаимодействие и согласованное функционирование всех государственных органов, что, как считает Л.А. Окуньков, является одной из главных конституционных обязанностей Президента9. Вместе с тем наличие у главы государства упомянутой функции не означает, что он должен принимать решения или нести ответственность вместо названных органов. Глава государства не подменяет законодательные и исполнительные органы власти, а действует вместе с ними и через них, создавая необходимые условия для их слаженной, скоординированной работы. Возрастающее значение использования согласительных процедур для разрешения разногласий вызывает необходимость их правового регулирования. Еще в октябре 1995 г. Президент Российской Федерации возложил на Комиссию при Президенте по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации подготовку предложений о применении Президентом Российской Федерации согласительных процедур для разрешения разногласий в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации10. К сожалению, каких-либо конкретных результатов данное поручение не дало. При этом вопрос о необходимости принятия соответствующего закона вставал неоднократно, в Государственную Думу вносились соответствующие законопроекты. В 2003 г. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан также подготовило и внесло в Государственную Думу проект федерального закона “О согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, который, к сожалению, не нашел поддержки депутатов Государственной Думы11.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.