English version

Архив номеров

Колесников Г.Г.

Название статьи:
Таможенные услуги как результат взаимодействия частного и публичного в таможенном законодательстве

Аннотация:
Рассматривается такая форма взаимодействия частных и публичных субъектов, как оказание таможенных услуг. Предлагается авторское определение таможенных услуг, выявляются их характерные черты. Анализируется содержание административных регламентов, устанавливающих порядок оказания таможенных услуг.

Список литературы:
1 Гаврилова Е.П. Развитие партнерских отношений государства и бизнеса на товарных рынках : автореф. дис. …канд. экон. наук. Саратов, 2006. С. 7-8. 2 Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 16. 3 Маркина О.В. Совершенствование сервисной функции таможенной службы как приоритетное направление ее развития // Учен. зап. С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. таможенной акад. 2007. № 28. С. 128. 4 Бесчастнова Л.В. Административно-правовое регулирование государственных услуг : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 12. 5 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, 2002 г. // Рос. газ. 2002. 19 апр. 6 Проект федерального закона “О стандартах государственных услуг” / Центр стратег. исслед. URL: http: //www.csr.ru (дата обращения: 21.12.2009). 7 Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журн. рос. права. 2004. № 10. С. 18. 8 О Регламенте Федеральной таможенной службы : приказ ФТС России от 28 нояб. 2007 г. № 1479 (в ред. от 27 нояб. 2008 г.) // БНА федер. органов исполнит. власти. 2008. № 17; 2009. № 4. П. 1.20. 9 Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг в сфере таможенных услуг : учебник. М., 2005. С. 162. 10 Трунина Е.В. Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы определения // Современное право. 2009. № 8. С. 22. 11 Старкова О.А. Управление качеством таможенных услуг : автореф. дис. … канд. экон. наук. Саратов, 2007. С. 7. 12 Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Гос. власть и местное самоуправление. 2005. № 11. С. 43. 13 Самойлов А.В. Административно-правовой статус и совершенствование деятельности таможенной службы в условиях административной реформы : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 19. 14 Справочно-информационный портал государственных услуг. URL: http://www.gosuslugi.ru (дата обращения: 13.01.2010). 15 Терешенкова А.Ю. Административные регламенты как этап совершенствования нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела // Учен. зап. С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. таможенной акад. 2009. № 1. С. 41. 16 Бакаева О.Ю. Политико-правовые вопросы совершенствования таможенного администрирования // Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права : сб. науч. тр. (по материалам межвуз. науч.-практ. конф., Саратов, 18 апр. 2008 г.) / под ред. Е.В. Покачаловой, О.Ю. Бакаевой. Саратов, 2008. С. 205. 17 Зыкова Т. Светофоры на таможне // Рос. газ. 2004. 5 марта. 18 Дудкова В. Услышать партнера - услышать проблему // Таможня. 2010. № 1/2. С. 15. 19 Колесников П.Ю. Совершенствование таможенных процедур в России на принципах гармонизации и упрощения : автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2007. С. 12. 20 Таможенный кодекс Европейского Сообщества // Регула ЕК 273/2009. 2009. 2 апр. 21 Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

Содержимое статьи:
Основные положения Конституции РФ играют доминирующую роль в обеспечении оптимального соотношения частных и публичных интересов. В Основном законе нашей страны закреплены главные принципы организации конституционного строя (что является выражением публичных интересов) и широкий спектр прав и свобод человека и гражданина (что отражает существование частных интересов). Развиваясь в отраслевом законодательстве, конституционные принципы детализируются и в нормах таможенного права, также показывая наличие частных и публичных интересов и их соотношение. Взаимодействие частных и публичных субъектов при таможенных отношениях выражается в различных формах, во многом обусловленных полифункциональностью всей таможенной системы. Нужно сразу же отметить, что такое взаимодействие в определенной степени асимметрично, т.е. субъекты этих отношений обладают различным правовым статусом. Но властный, активный статус одних (таможенных органов) и подчиненный, пассивный статус других (лиц, перемещающих товары) не должны означать их конфронтации, противостояния и даже вражды. Не представляется возможным в полной мере согласиться с Е.П. Гавриловой, считающей, что “партнерские отношения государства и бизнеса предполагают равноправие сторон, стремление к компромиссу, непротиворечивость целей, сотрудничество, согласованность взаимных действий”1. Равноправие публичных и частных субъектов возможно лишь в небольшой части таможенных отношений (например, при осуществлении государственных закупок или при принятии ввезенного товара на хранение). В реальности же абсолютное равноправие встречается достаточно редко. Оно граничит с категорией “равенство”. И, как отмечает Г.Н. Комкова, “очевидно, что равенство в абсолютном смысле слова есть категория, в общественной жизни полностью не осуществимая и никогда еще в истории не реализованная”2. В большинстве же случаев речь идет об управленческих отношениях, где “правила игры” определяются таможенным органом, действующим в рамках законодательства. Другое дело, что в основе их взаимоотношений не должны лежать злоупотребление своими правами, ущемление интересов каждой из сторон. В целях улучшения качества соотношения частных и публичных интересов в таможенной сфере проводится работа по обеспечению прозрачности деятельности таможенных органов. Открытость - один из признаков идеальной модели органов государственного управления. Взаимодействие частных и публичных субъектов предполагает совместную деятельность субъектов, которая может выражаться в их сосуществовании, поддержке, сотрудничестве, координации усилий и т.п. Взаимодействие различных сторон таможенных правоотношений - важная составляющая их эффективной деятельности. Данный институт наиболее проявляется при оказании таможенных услуг. Одна из важнейших функций таможенных органов - оказание услуг в области таможенного дела, или сервисная функция. Это означает, что указанные органы призваны удовлетворять потребности государства и его граждан. В процессе оказания государственных услуг затруднительно однозначно установить, частный или публичный интерес занимает приоритетное положение. Однако наметившаяся в последнее время ориентация органов власти при оказании услуг на конечного потребителя показывает, что удовлетворению частного интереса уделяется все больше внимания. Отрадно, что в числе разработанных Правительством Российской Федерации в июле 2007 г. критериев оценки эффективности работы таможенных органов названы и такие, как повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Таким образом, совершенствование сервисной функции таможенной службы можно признать приоритетным направлением ее развития. Развитие этой функции, “определение ее места на рынке государственных услуг делает институт таможенной службы практически полезным для каждого гражданина, институтом “прозрачным”, легитимным, востребованным”3. Понятие “таможенная услуга” отсутствует в законодательстве, но появилось в специальной литературе - сравнительно недавно, в последние 2-3 года, и, естественно, в его определении встречаются разночтения. Вначале отметим, что в большинстве случаев таможенная услуга есть разновидность государственной услуги. Л.В. Бесчастнова понимает под ней “нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей”4. Понятие государственной услуги появилось в связи с проведением административной реформы, направленной на повышение качества взаимодействия государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц с гражданами и организациями. В 2002 г. в Послании Федеральному Собранию РФ Президент В.В. Путин обратил особое внимание на то, что прямой обязанностью государства является предоставление качественных публичных услуг5. В настоящее время искомое определение содержится лишь в проекте федерального закона “О стандартах государственных услуг”6. В нем под государственной услугой понимается деятельность органа, оказывающего государственную услугу, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативно-правовыми актами обязанностей. Отсюда следует, что основной чертой государственной услуги является взаимодействие органа с гражданином или организацией, а ее целью - обеспечение прав и свобод, а также законных интересов. Признаками государственной услуги являются, во-первых, индивидуальный характер предоставления (оказывается конкретному физическому или юридическому лицу), во-вторых, наличие взаимодействия клиента с органом государственной власти по поводу реализации своих прав, законных интересов, обязанностей. Итак, предоставление государственной услуги напрямую связано с государственной службой. Л.К. Терещенко отмечает: “…государственные услуги непосредственным образом связаны с публичными функциями государства, их оказание государственными структурами основано на этих функциях и вытекает из них”7. Как правило, предоставление таможенных услуг осуществляется таможенными органами. Вместе с тем часть таможенных услуг могут оказывать и лица, не относящиеся к органам публичной власти. Их именуют таможенной инфраструктурой. Это лица, осуществляющие определенные виды деятельности в области таможенного дела на основании специального свидетельства и внесенные в соответствующие реестры ФТС России (гл. 3 Таможенного кодекса (ТК) РФ). К ним относятся таможенные брокеры (представители), таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения. В силу специфики своей деятельности они вправе оказывать услуги лицам, перемещающим товары через таможенную границу, а именно: совершать таможенные операции; уплачивать таможенные платежи; осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем; принимать товар на временное хранение. И все же основной объем таможенных услуг приходится на таможенные органы.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.