English version

Архив номеров

Корнилин А.А.

Название статьи:
Особенности метода публично-правового регулирования

Аннотация:
Рассматриваются теоретические аспекты формирования категории “метод публично-правового регулирования”, анализируются особенности реализации метода правового регулирования в публичном праве.

Список литературы:
1 Сырых В.Н. Теория государства и права : учебник. М., 1998. С. 213. 2 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. О системе советского права // Сов. государство и право. 1957. № 6. С. 101-110. 3 Громов С.А. Соотношение частного и публичного права в российской системе права: тенденции дифференциации и интеграции : автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 19. 4 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 152. 5 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 37. 6 См., например: Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: Развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права : сб. ст. / ИЗиСП при Правительстве РФ. М., 2000. С. 40. 7 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 181. 8 Там же. С. 135. 9 Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 120. 10 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Товарищ” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 168 и пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 7 нояб. 2008 г. № 1049-О-О // Собр. законодательства РФ. 2009. № 14. Ст. 1772. 11 По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона “О налоге на добавленную стоимость” в связи с жалобой закрытого акционерного общества “Востокнефтересурс” : постановление Конституционного Суда РФ от 20 февр. 2001 г. №3-П // Собр. законодательства РФ. 2001. № 10. Ст. 996. 12 Яковлев В.Ф. Россия: Экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М., 2000. С. 152. 13 Кучков Д.С. Право в ненормативном регулировании общественных отношений : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2009. С. 17. 14 Хвалева М.А. Метод публичного права : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 23. 15 Там же. С. 24. 16 Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журн. рос. права. 2006. № 2. С. 91. 17 По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева : постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П // Собр. законодательства РФ. 2004. № 30. Ст. 3214. 18 Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 47-52. 19 Шарифуллин В.Р. Частно-правовое регулирование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 29. 20 Михайлов А.В. Роль императивных норм в правовом регулировании отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием : дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2001. С. 13. 21 Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007. С. 124. 22 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 93. 23 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право : учебник. М., 2005. С. 260. 24 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право : учебник. М., 2007. С. 112. 25 Разгильдиева М.Б. Правовое принуждение как признак финансово-правовой ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5. 26 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Указ. соч. С. 112.

Содержимое статьи:
Метод правового регулирования - категория спорная, не имеющая общепризнанного определения. В целом можно сказать, что существенными здесь являются три элемента, из которых складывается метод правового регулирования: а) основания возникновения прав и обязанностей и характер их взаимосвязи; б) способ формирования содержания прав и обязанностей; в) характер санкций, а также способы и процедуры их применения1. Кроме того, методом правового регулирования определяется и само выделение отрасли права из всего правового массива. Стало быть, и для публичного права, публично-правового регулирования должен быть характерен некий метод, обусловленный оригинальным предметом и самим существованием отрасли публичного права. Однако проблемными здесь являются следующие вопросы: если публичное право является надотраслевым понятием, то существует ли для него характерный метод правового регулирования (учитывая в особенности тот факт, что именно метод ставится различными учеными во главу угла при определении признаков публичного права). Стоит отметить, что отдельными исследователями отрицается существование характерных методов правового регулирования при разделении права на частное и публичное. Например, О.С. Иоффе вообще отрицал существование методов публичного права, указывая, что “решающим является характер и содержание той отрасли общественных отношений, которая составляет предмет гражданско-правового регулирования и которой определяется специфика его метода”2. Другой автор, С.А. Громов, считает, что корректно говорить лишь о преимущественном использовании диспозитивного регулирования частных отношений и императивного воздействия на отношения публичные3. Думается, что это неверно. Если уж мы признаем наличие частного и публичного права, частноправового и публично-правового регулирования, то их необходимым свойством должно являться наличие характерных методов. А если такой метод и совпадает с аналогичным отраслевым методом, то это не повод говорить об отсутствии методологических основ правового регулирования. В данной связи стоит рассмотреть особенности метода правового регулирования при наличии публичного интереса и необходимости регулирования публично-правовых отношений. Здесь мы можем наблюдать относительное единство мнений ученых и практиков: публично-правовое регулирование осуществляется преимущественно с использованием одного из основных методов - императивного, т.е. метода, для которого характерны, в первую очередь, обязывание, запрещение, разрешение и принуждение. Согласованным постулатом юридической науки можно считать и то обстоятельство, что метод публично-правового регулирования основан на субординации (подчинении властвующему лицу всех иных лиц), тогда как методом частного права является координация (дозволение), т.е. предоставление отдельным субъектам возможности по собственному желанию вступать в то или иное правоотношение с другим, настолько же равноправным субъектом.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.