English version

Архив номеров

Дмитриев С.Д.

Название статьи:
К вопросу о методологических подходах в определении принципа законности

Аннотация:
Рассматриваются теоретические и методологические аспекты влияния правовой теории на содержание и понимание принципа законности, анализируются перспективы развития теории законности с целью обеспечения эффективного нормативного отражения принципа законности.

Список литературы:
1 Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 848. 2 Там же. С. 849. 3 Там же. 4 Собрание законодательства РФ. 2004. № 125. Ст. 2485. 5 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3019. 6 Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102. 7 Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167. 8 См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 153. 9 Там же. 10 Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. С. 332. 11 См.: Теория государства и права. С. 546. 12 Там же. С. 548. 13 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. С. 263. 14 Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 265. 15 Там же. С. 273. 16 Там же. 17 Алексеев С.С. Право // Сов. государство и право. 1991. № 2. С. 9. 18 Алексеев С.С. Философия права. М., 1999. С. 132-133. 19 Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 472. 20 Баскин Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996. С. 54. 21 См., например: Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 196; Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С. 21-211. 22 См., например: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999. С. 154. 23 Тихонравов Ю.Н. Основы философии права. М., 1997. С. 235. 24 Поляков А.В. Указ. соч. С. 390. 25 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 530. 26 Поляков А.В. Указ. соч. С. 846. 27 Поляков А.В. Указ. соч. С. 846. 28 Ильин И.А. О сущность правосознания // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 166-167. 29 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 847.

Содержимое статьи:
Для российской науки традиционным является определение законности как понятия, явления, качественно противоположного произволу, реализуемому в деятельности государства, государственных органов и государственных служащих. При этом произвол заключается в открытом попрании закона и в разрыве существующих правовых коммуникаций. Именно поэтому законность выступает одним из средств обуздания власти, подчинения ее коммуникативно-правовым началам. При этом сама категория “законность” употребляется в нескольких (как минимум трех) значениях. С одной стороны, законность можно определить как принцип функционирования аппарата государства, при котором применение права должностными лицами осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона. Законность в этом смысле имеет коммуникативную направленность. Она призвана обеспечить непрерывность правовой коммуникации между публичной властью и остальными членами общества1. С другой стороны, можно говорить о режиме законности, реализуемом в государстве. Он представляет собой самообязывание государственной власти собственными законодательными установлениями, исключающее произвол в ее действиях. Критерием для определения режима законности являются в этом случае действия государства, осуществляемые в строгом соответствии с предписаниями закона2. Учитывая тот факт, что сам по себе режим законности не является предметом настоящего исследования, отметим, что законность как режим неизбежно получает формальный характер - представляет собой требование соблюдения всех законов, не нарушающих положений других законов (прежде всего конституции). Никакой иной она быть и не может, если только не подменять понятия3. И наконец, можно говорить о принципе законности как одной из основополагающих, нормативных идей, закрепленных в нормах действующего права и выражающих его сущность. Так, например, принцип законности закреплен в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 10, 16, 19 и т.д.). В соответствии со ст. 3 федерального закона “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” от 4 июня 2004 г. проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, т.е. на соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации4. Статья 18 федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” от 24 июля 2002 г.5 в качестве одного и принципов третейского разбирательства называет законность, правда, не раскрывая его содержания. Статья 3 федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации”6 называет законность в числе принципов работы адвокатуры. Федеральный закон “О Счетной палате” определяет, что контроль, проводимый Счетной палатой, осуществляется на основе принципа законности7. Статья 3 Уголовного кодекса (УК) РФ определяет, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Примеры упоминания принципа законности в действующем законодательстве можно и продолжать. При этом не будет ошибкой упоминание о том, что принцип законности носит общеправовой характер, проявляется во всех элементах системы права, имеет конституционную основу.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.