English version

Архив номеров

Самсонов С.А.

Название статьи:
Ключевые аспекты формирования институционально-правового терминологического аппарата в рамках региональной системы инвестирования

Аннотация:
Рассматриваются коллизии, принципы формирования отечественной региональной системы регулирования институционально-правового терминологического механизма в сфере гносеологии экономической и юридической сущности инвестиций.

Список литературы:
1 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : федер. закон от 25 февр. 1999 г. № 39-ФЗ // Комментарии к Закону об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений / С.С. Щербинин. М., 2003. С. 5. 2 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3493. 3 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации... С. 5. 4 Там же. 5 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 6 О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : федер. закон от 29 апр. 2008 г. № 57-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2008. № 18. Ст. 1940. 7 Гражданский кодекс Российской Федерации. часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Содержимое статьи:
Несовершенство современной институционально-правовой отечественной системы инвестиционного менеджмента определяет несбалансированность механизмов регулирования рынка инвестиций, неэффективность реализации принципов социально-экономической политики органов управления как на региональном, так и на федеральном уровнях. Несбалансированность отечественной законодательной базы в сфере регулирования инвестиционной деятельности определяет алгоритмическое противоречие функционирования механизмов взаимодействия правовых институтов формирования инвестиционного климата в рамках региона, способствует деформации системы приоритетов региональной политики социально-экономического и инвестиционного уровней управления, формированию инвестиционного климата депрессивной направленности, развитию кризисных явлений социально-экономического генеза как в рамках региона, так и в рамках Федерации. Важнейшей проблемой определения принципов эффективного функционирования отечественной региональной институционально-правовой системы инвестиционного менеджмента в условиях экономического кризиса является идентификация ключевых аспектов формирования единого институционально-правового терминологического аппарата в сфере определения экономической сущности инвестиций. В целях идентификации ключевых направлений формирования эффективного институционально-правового терминологического механизма в сфере гносеологии экономической сущности инвестиций целесообразно определить недостатки отечественной системы регулирования относительно данного институционального механизма. Отсутствие единого терминологического и методологического аппарата в сфере определения экономической и юридической сущности инвестиций в области современной отечественной юридической системы является основополагающим фактором институционально-правового генеза, способствующим разбалансированности правовой системы регулирования инвестиционной деятельности как на региональном, так и на федеральном уровнях. Отсутствие единого определения юридической и экономической сущности основополагающих терминов регулирования инвестиционной деятельности определяет неэффективность (в некоторых ситуациях даже невозможность) сбалансированности функционирования институционально-правовых элементов современной отечественной системы инвестиционного права в современных условиях. Негативное свойство юридической системы регулирования инвестиционного права определяет неоднозначность трактовки понятия инвестиций в рамках федеральных законов “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Согласно ст. 1 федерального закона “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”1 инвестиции рассматриваются как синоним инвестируемых экономических ресурсов. Определение экономической сущности инвестиций согласно данному методологическому подходу базируется на принципах концепции понимания инвестиций исключительно с позиций экономической категории. Совершенно иной подход в сфере понимания экономической сущности инвестиций представлен в ст. 1 федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”2. Методологический подход обеспечивает понимание инвестиций как синонима понятия инвестиционного процесса. Таким образом, наблюдается противоречие методологических подходов при определении экономической сущности инвестиций в рамках анализируемых федеральных законов. Несовершенство институционально-правового терминологического аппарата в сфере гносеологии экономической и юридической сущности основополагающих понятий регулирования инвестиционной деятельности определяет неэффективность методологического подхода в сфере понимания экономической сущности понятия инвестиционного процесса в рамках федерального закона “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”. Согласно ст. 1 данного закона инвестиционная деятельность рассматривается как “вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта”3. Данное понятие базируется на принципах методологического подхода к пониманию инвестиций как синонима понятия “процесс”. Но в соответствии с принципами формирования и использования объемов инвестиций инвестиционный процесс следует понимать как более узкую экономическую категорию по сравнению с понятием “инвестиционная деятельность”. Согласно данному подходу инвестиционная деятельность представляет собой систему мероприятий, направленных на повышение эффективности инвестиционного процесса. Однако принципы анализируемого подхода противоречат пониманию экономической сущности понятия “инвестиционный процесс”, представленного в рамках рассматриваемого Федерального закона. Данное утверждение определяется отсутствием перечня “практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта”4, категориальных признаков и принципов, характеризующих понятие инвестиционной деятельности в рамках данного Федерального закона. Следовательно, семантическая неоднозначность понятий регулирования инвестиционной деятельности способствует формированию неопределенности методологических принципов в сфере понимания юридической и экономической сущности инвестиций, невозможности определения характерных категориальных признаков анализируемых экономических понятий. Возникает парадоксальная ситуация: в условиях отсутствия единого понятийного экономического аппарата регулирования инвестиционной деятельности в рамках данного Федерального закона рассматриваются юридические инструменты в сфере реализации инвестиций. Неопределенность в понимании экономической сущности инвестиций находит свое отражение в рамках Бюджетного кодекса РФ5. Согласно ст. 6 этого кодекса бюджетные инвестиции рассматриваются как “бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества”. Однако в ст. 69 Бюджетного кодекса РФ рассматриваются ситуации вложения бюджетных средств как федерального, так и регионального уровней в негосударственные экономические субъекты. Данные вложения согласно обозначенному юридическому инструменту в области регулирования бюджетного права также следует рассматривать как бюджетные инвестиции. Однако понятие бюджетных инвестиций противоречит методологическому подходу в сфере определения понятия инвестиций, приведенного в рамках федерального закона “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”. На наш взгляд, понятие бюджетных инвестиций, рассматриваемое в рамках Бюджетного кодекса РФ, не отражает категориальных признаков инвестиций, определяющих характер и направление целей инвестирования, не дает широкого представления в области определения экономической сущности инвестиций. Данное понятие порождает неопределенность в сфере понимания экономической и юридической сущности инвестиций, источниками которых являются средства как регионального, так и федерального бюджета, направляемые на активизацию инвестиционной деятельности в рамках отечественной экономической системы.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.