English version

Архив номеров

Погодина Н.А.

Название статьи:
Основные принципы проведения таможенного контроля

Аннотация:
Рассматриваются основные принципы проведения таможенного контроля. Особое внимание уделяется принципу выборочности, соответствующему Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Содержимое статьи:
Осуществление таможенного контроля строится на системе специальных принципов. Принципы - это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права1. Основным принципом является принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст. 15). Он означает, что все действия участников таможенного контроля не должны противоречить таможенному законодательству Российской Федерации, а также международно-правовым нормам. Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности выражается в уважении должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных объектов. Значительной новеллой Таможенного кодекса (ТК) РФ явилось введение системы принципов таможенного контроля как правовых основ государственного контроля в сфере таможенного дела2. К числу таких принципов относятся: - всеобщность таможенного оформления и таможенного контроля (ч. 1 ст. 14 ТК РФ); - принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования (ч. 3 ст. 14 ТК РФ); - выборочность и достаточность таможенного контроля (ч. 1 ст. 358 ТК РФ); - использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля (ч. 2 ст. 358 ТК РФ); - возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля (ст. 386 ТК РФ); - использование методов анализа рисков для определения и степени проверки (ч. 3 ст. 358 ТК РФ); - выработка стратегии таможенного контроля федеральной таможенной службой (ч. 4 ст. 358 ТК РФ); - сотрудничество с таможенными органами иностранных государств (ч. 5 ст. 358 ТК РФ); - взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ч. 6 ст. 358 ТК РФ); - создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу (ч. 1 ст. 403 ТК РФ); - недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля (ст. 365 ТК РФ); - безопасность применения технических средств таможенного контроля (ч. 1 ст. 388 ТК РФ). При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства РФ. Принцип выборочности означает, что нет необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран. Данный принцип имеет “демократическую и альтернативную оcнoвy”. Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, “степень “жесткости” применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения”3. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в РФ, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если указанные лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов. Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где есть повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил, либо тех, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо они минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением в таможенном терминале4.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.