English version

Архив номеров

Литвинова Ю.М.

Название статьи:
К вопросу о последних изменениях таможенного кодекса Российской Федерации

Аннотация:
Рассмотрены изменения, внесенные в Таможенный кодекс РФ Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ. Дана их оценка, и определены недочеты.

Содержимое статьи:
Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ1 (далее - Закон) внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), которые вступают в силу с 1 октября 2009 г. Уточнен и расширен специальный понятийный аппарат таможенного законодательства: дано понятие счета Федерального казначейства (подп. 1 ст. 2 Закона), которое полностью соответствует определению, данному в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). В отношении порядка администрирования таможенных платежей Законом предусмотрены перечисление и учет таможенных платежей напрямую на счета Федерального казначейства, минуя счета таможенных органов. Таким образом, ТК РФ приведен в соответствие с НК РФ, Бюджетным кодексом (БК РФ), иными нормативно-правовыми актами. Кроме того, согласно изменениям в ТК РФ вносить таможенные платежи можно будет исключительно в рублях (ранее - также в иностранной валюте). При этом исключена возможность уплаты таможенных платежей лицами, которые не являются участниками внешнеэкономической деятельности. Целью подобных изменений является привлечение дополнительных доходных источников федерального бюджета2. Таким образом, принципиальным с точки зрения администрирования доходов бюджета (в том числе таможенных платежей) является то обстоятельство, что исполнение бюджетов по доходам производится путем зачисления всех доходов на единый счет бюджета. В соответствии со ст. 40 БК РФ органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению). Действительно прежняя система наличия у каждого таможенного органа отдельного счета порождала многочисленные судебные споры и иные негативные последствия в виде неуплаты таможенных платежей вследствие излишней сложности процедуры уплаты таможенных платежей. Например, из-за ошибки в заполнении платежного поручения денежные средства могли быть зачислены на счет другого таможенного органа, а организация привлечена к ответственности3. Однако представляется, что указанные изменения имеют не совсем однозначные последствия. Как показывает практика налоговых платежей, данная регламентация является излишне сложной и затратной как для государства, так и для плательщиков. От такой ситуации государство не выигрывает. Тратятся огромные средства на ведение параллельных систем учета, а затем на решение проблем обмена информацией между органами Федерального казначейства и администраторами платежей. Следствием подобного подхода является постоянное усложнение налогового администрирования, увеличение трудоемкости налоговых процедур для всех участников налогового процесса и, в конечном итоге, рост расходов как со стороны государства, так и со стороны налогоплательщиков4.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.