English version

Архив номеров

Искоренова Д.К.

Название статьи:
Становление и развитие института администрирования доходов бюджета

Аннотация:
Посвящается институту администрирования доходов бюджета - новому институту бюджетного права.

Содержимое статьи:
Создание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в Российской Федерации, требует усиления внимания к оценке ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Одним из основных показателей, отражающих финансовое обеспечение любого государства, является доходная часть его бюджета. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”1 прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составляет 10 927 137 733,0 тыс. руб. Вся эта сумма должна пройти через администраторов доходов бюджета, т.е. найти отражение в их учете и отчетности. Администратор доходов бюджета - новый субъект бюджетного права, появление которого, как и всего института администрирования доходов бюджета, явилось закономерным результатом бюджетной реформы, проводимой в Российской Федерации и нацеленной на ответственное и эффективное управление общественными финансами. Можно выделить три основных этапа становления и развития института администрирования доходов бюджета. Начало первого этапа приходится на 2004 г., когда Постановлением Правительства РФ “О мерах по повышению результативности бюджетных расходов” от 22 мая 2004 г. № 2492 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., основной целью которой явилась переориентация бюджетного процесса с “управления бюджетными ресурсами (затратами)” на “управление результатами”. Необходимым условием этой переориентации стало приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета в соответствие с задачами реформы. Одно из основных направлений реструктуризации бюджетной классификации РФ и интегрируемого с ней бюджетного учета - применение института администрирования ко всем операциям, проводимым органами государственной власти в рамках исполнения бюджетов РФ. В этом же году Федеральным законом “О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” и Бюджетный кодекс Российской Федерации” № 174-ФЗ3 основные источники доходов бюджетов Российской Федерации были закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации. Вторым этапом создания полноценной нормативной правовой базы по вопросам администрирования доходов стал 2005 г., когда Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2005 год”4 впервые в бюджетное законодательство было введено понятие “администратор доходов бюджета”. В этом же году данное понятие было закреплено в Бюджетном кодексе РФ. Таким образом, каждый доходный источник бюджетов был четко закреплен за определенным ведомством, и процесс поступления платежей в бюджеты стал прозрачным от момента заполнения платежного документа до момента поступления в бюджет. Третий этап становления и развития института администрирования доходов бюджета - 2007 г., когда Федеральным законом “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации” от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ5 были введены новые понятия - “главный администратор доходов бюджета” и “администратор доходов бюджета”, определены и разграничены их функции. Роль главных администраторов доходов сложно переоценить, поскольку они ответственны за организацию системы сбора доходов и представление финансовым органам информации, необходимой для составления проектов бюджетов по доходам на краткосрочную и долгосрочную перспективу. По мнению Ю. Васильева, введение главных администраторов доходов и установление их полномочий, прежде всего, направлено на обеспечение полноты и своевременности зачисления доходов в бюджет. Эта задача выполнима при условии достоверного отражения операций по администрированию доходов в бюджетном учете администратора и своевременного представления отчетности вышестоящему органу6. Таким образом, сформировался новый институт бюджетного права - институт администрирования доходов бюджета, от эффективного функционирования которого зависит своевременное и полное обеспечение финансовыми ресурсами государства. Между тем институт администрирования доходов как институт бюджетного права еще не достаточно определен ни в законодательстве, ни в финансово-правовой теории. Устранение этих пробелов необходимо для формирования эффективной системы администрирования доходов бюджета, в которой участвует совокупность многих субъектов администрирования доходов, наделенных теми или иными полномочиями. В данной связи предлагаем ввести определение института администрирования доходов бюджета как обособленной группы правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при формировании доходной части бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Особое внимание законодателю следует обратить на дефиницию “администратор доходов бюджета”. В юридической литературе не дается определения понятия администратора доходов бюджета, кроме как закрепленного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как видно из данного понятия, перечень администраторов доходов бюджета очень широк. Только в 2007 г. администраторами доходов в бюджеты Российской Федерации являлись 62 ведомства, министерства, службы, агентства, а также Центральный банк РФ, Генеральная прокуратура РФ, Пенсионный фонд РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др. В нормативно-правовом отношении в понятии “администратор доходов бюджета” объединены как налоговые органы Федеральной налоговой службы, так и органы исполнительной власти принципиально иного функционального назначения, но которым также вменена функция администрирования бюджетных доходов. Таким образом, администрирование доходов в бюджет происходит только в рамках компетенции определенного органа или ведомства. В данной связи предлагается изложить определение администратора доходов бюджета в следующей редакции: это представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетные учреждения, осуществляющие в рамках своей компетенции организацию оптимальной системы сбора доходов и представление финансовым органам информации, необходимой для составления последними проектов бюджетов по доходам на краткосрочную (очередной финансовый год) и долгосрочную (плановый период) перспективу.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.