English version

Архив номеров

Бондаренко О.А.

Название статьи:
К вопросу о реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации

Аннотация:
Дается авторское определение понятия “реализация конституционных прав и свобод ребенка”. Затрагиваются проблемы реализации ребенком своих конституционных прав и свобод в Российской Федерации.

Содержимое статьи:
Содержащиеся в Конституции Российской Федерации базовые правовые нормы имеют прямое действие в отношении всех граждан государства; закрепляют основные права и свободы, которые выступают высшей социальной ценностью, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам. В юридической литературе реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств1. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации имеет свои особенности: их реальное осуществление в основном возможно посредством отраслевого законодательства, в котором они конкретизируются и развиваются. Для реализации конституционных прав и свобод необходимо, “чтобы они принадлежали данному лицу, были у него в наличии, чтобы он имел реальную возможность пользоваться ими… Отдельные конституционные права и свободы, в зависимости от избранного гражданином способа реализации, могут осуществляться как вне правоотношений, так и посредством вступления в них”2. Содержанием юридического процесса претворения в жизнь конституционных прав и свобод является: правообладание, пользование, распоряжение, а в случае нарушения - восстановление. Для того чтобы пользоваться правами и свободами, необходимо фактически и юридически обладать ими. В тех случаях, когда граждане не вступают в конкретные правоотношения, трудно отделить обладание правами и свободами от пользования. Права и свободы выступают “как реализующиеся возможности, и эта их реализация есть не что иное, как способ их существования”3. Восстановление нарушенных прав и свобод не выступает непременной формой их реализации, “напротив, составляет отступление от общего правила”4. Юридической наукой достаточно четко определены формы реализации основных прав человека юридическими средствами: исполнение; соблюдение; использование лицами по своей воле тех субъективных прав, которые юридическая норма им предоставляет; применение при осуществлении основных прав юридических норм органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями5. Каждому человеку и гражданину в нашей стране, в том числе и ребенку, государством гарантируются закрепленные в Конституции РФ возможности, позволяющие свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах6. Понятие “интересы ребенка” широко используется в юридической, педагогической, психологической литературе, на практике, приобретая различное наполнение и значимость. Анализируя ряд суждений, О.Ю. Ильина раскрывает данное понятие с точки зрения семейного права: “Интересы ребенка - это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящая объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством”7. К объективным факторам автор относит социально-экономические условия, в которых воспитывается ребенок, направления государственной политики в отношении воспитания детей и т.д. Субъективными факторами могут быть признаны взгляды родителей и иных лиц, воспитывающих ребенка, на цели, формы и средства воспитания, осознание самим ребенком своих интересов, возраст ребенка и т.д. Н.М. Савельева, рассматривая интересы ребенка в качестве элемента его правового положения, предлагает закрепить в Семейном и Гражданском кодексах РФ понятие “интересы ребенка” как условие его благополучия8. Ю.Ф. Беспаловым “интерес ребенка” трактуется как его потребность в создании условий, необходимых для содержания и благополучного развития, подготовки к самостоятельной жизни9. В понимании О.Ю. Рыбакова интересы ребенка - это совокупность социально-биологических, материальных, духовно-нравственных отношений и благ, которые представляются необходимыми и достаточными для гармоничного развития и совершенствования личности ребенка10.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.