English version

Архив номеров

Пономарева Т.Л.

Название статьи:
Некоторые вопросы дисциплинарного производства в таможенных органах

Аннотация:
Рассматриваются некоторые вопросы дисциплинарного производства в отношении должностных лиц таможенных органов. Особое внимание обращается на порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и на возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Содержимое статьи:
Одной из причин рассмотрения материалов дисциплинарного производства являются жалобы граждан и юридических лиц на действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц. Жалоба - это вид обращения к компетентному лицу (должностному лицу) в связи с нарушенным правом. Ю.М. Козлов отмечает, что “институт права жалобы включает в себя неразрывно связанные друг с другом право гражданина обжаловать незаконные действия органов государственного управления и указанную обязанность соответствующего государственного органа”1. Жалоба является важным средством защиты прав, свобод и законных интересов граждан2. Правовое регулирование по вопросам обжалования закреплено в ст. 46 Конституции Российской Федерации3; в Таможенном4 и Налоговом кодексах5; в ведомственных нормативных правовых актах, например: в письме Федеральной таможенной службы “О размещении информации об обжаловании на информационных стендах таможенных органов”6, в приказе Федеральной службы безопасности Российской Федерации “Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности”7. Порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц регламентируется законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”8. Порядок рассмотрения и разрешения жалоб регулируется федеральным законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”9. В соответствии со ст. 45 Таможенного кодекса Российской Федерации10 (далее ТК РФ) любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия для их реализации либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Право гражданина обжаловать акты органов власти вытекает из особенностей административно-правовых отношений11. Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Конституционными нормами (ст. 33, 45, 4612) закреплена возможность обращения гражданина в суд по вопросу обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также право на государственную защиту нарушенных прав и свобод. Производство по жалобам является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводству по делам, возникающим из административных (публичных) правоотношений. При этом заинтересованное лицо может не только выбрать одну из форм защиты своих прав (административную или судебную), но также вправе одновременно (либо позднее) обратиться в судебный орган с аналогичными требованиями. Традиционно лицо, чьи права нарушены, обращается с жалобой в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это должностное лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа - в вышестоящий таможенный орган. При направлении жалобы в вышестоящий таможенный орган в соответствии со ст. 48 ТК РФ требуется соблюдение трехмесячного срока: - со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности; - со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ. При наличии уважительных причин данный срок может быть восстановлен. Законодательством не установлен перечень уважительных причин, и в данной ситуации сотрудник таможенного органа действует по усмотрению. Такой перечень наиболее понятен для физического лица (болезнь, длительная командировка, тяжелые семейные обстоятельства) и весьма завуалирован для организаций. Но подобные домыслы не лежат в основе правовой нормы, а значит, могут быть и не учтены должностным лицом при рассмотрении вопроса о восстановлении пропущенного срока. Представляется, не лишним было бы предусмотреть перечень оснований для восстановления срока принятия таможенным органом или его должностным лицом решения. В соответствии с п. 1 ст. 50 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть подана в письменной форме и подписана лицом, обратившимся с жалобой. Исключение из этого правила составляют случаи подачи жалобы в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 57 ТК РФ. Письменную форму следует считать соблюденной и при подаче жалобы посредством телеграфной, факсимильной связи, а также электронной почтой. Подпись лица рассматривалась в качестве обязательного реквизита еще в указе Президиума ВС СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” 13. Таким образом, законодатель четко определяет свою позицию: анонимные обращения не рассматриваются. На жалобе может значиться подпись как лица, интересы которого затронуты обжалуемым решением, действием (бездействием), так и его представителя, полномочия которого должны быть подтверждены согласно установленному порядку.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.