English version

Архив номеров

Яковенко Н.А.

Название статьи:
Понятие административно-правового спора

Аннотация:
Посвящается анализу комплекса проблем, связанных с понятием административно-правового спора. На основе анализа законодательства, юридической литературы и обобщения судебной практики делаются выводы относительно причин существования различных позиций, выявляются общие тенденции, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной деятельности.

Содержимое статьи:
В последние годы заметно возрос интерес ученых к проблематике административно-правового спора. Тем не менее, в юридической литературе не решен до конца вопрос определения понятия “административно-правовой спор”. Административно-правовые споры - это споры, возникающие в сфере государственного управления между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений1. По мнению А.В. Матеенкова и В.В. Михольской, спор считается административным, если предмет, составляющий его существо, относится к вопросам административного права2. Соответственно, в делах, возникающих из административных правоотношений, суд разрешает спор о праве, но не гражданском, а административном. Сходным образом определяет административно-правовой спор А.Б. Зеленцов, рассматривающий его как разновидность управленческого, как спор, возникающий из административно-правовых отношений3. Н.Г. Кипер полагает, что административно-правовой спор представляет собой разногласия между субъектами административно-правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов, возникающие в связи с реализацией, применением, нарушением либо установлением правовых норм в сфере публичного управления и разрешаемые в рамках определенной правовой процедуры4. Ю.А. Попова определяет административный судебный спор как правовой конфликт5. О.В. Чекалина считает, что административно-правовой спор - это такой конфликт, в котором между субъектами административного права имеется спорное регулятивное отношение по поводу индивидуального административного акта или действия должностного лица6. Как разновидность социального конфликта рассматривает административный спор Н.Ю. Хаманева7. Е.Б. Лупарев под административно-правовым спором предлагает понимать такой тип комплексного материально-процессуального административного правоотношения, который характеризуется наличием противоречий сторон, вызванных конфликтом интересов в сфере государственного управления, или несовпадением взглядов на законность и обоснованность организационных действий органов и лиц, наделенных государственно-властными управленческими полномочиями8. Сходным образом определяет административно-правовой спор М.Р. Мегрелидзе9. И.М. Галий полагает, что все дела, возникающие из административно-правовых и иных публичных правоотношений, рассматриваемые судами, можно подразделить на категории: 1) административно-тяжебные (административно-правовые споры) и 2) административно-деликтные (дела о привлечении лиц к административной ответственности). Первая категория административных дел регулируется гражданско- и арбитражно-процессуальным законодательством, вторая - административно-процессуальным законодательством. Административно-правовые споры в рамках административного судопроизводства - это административно-тяжебные дела, т.е. разновидность административных дел, наравне с административно-деликтными делами10. В одном случае участниками спора выступают, с одной стороны, граждане (организации), которые считают, что неправомерными действиями (решениями) администрации нарушены их права, с другой стороны, государственные или муниципальные органы, их должностные лица, которые, по мнению граждан, своими неправомерными действиями нарушают их права. В другом случае спорные правоотношения могут возникнуть между административными органами. У этой точки зрения имеются оппоненты. Например, А.А. Демин полагает, что в процессе реализации компетенции органа управления спор не возникает, так как орган действует не в рамках юридического процесса, а в рамках процедуры его функционирования11. В любом случае обязательным субъектом спора выступает наделенный властными полномочиями орган государственной власти, орган местного самоуправления, их структурные подразделения или должностные лица. Помимо этого И.М. Галий рассматривает арбитражные споры в процессуальном и материальном смысле. В процессуальном смысле административно-правовые споры - это гражданские дела, рассматриваемые в рамках гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства12. А.В. Закарлюка выделяет следующие признаки административно-правового спора, подведомственного арбитражному суду: этот спор носит публично-правовой характер; возникает из правоотношений, основанных на административном и ином властном подчинении одной стороны другой; связан с осуществлением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской или иной экономической деятельности; одной из сторон в таких делах является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, другой - орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, в том числе судебный пристав-исполнитель, наделенные вне суда по отношению к первой стороне властными полномочиями13. Ю.Н. Старилов рассматривает административно-правовой спор как юридический спор, возникающий между субъектами управленческих (административно-правовых) отношений и в сфере функционирования публичной власти, участники которого изначально находятся в неравноправном положении (т.е. субординационном, подчиненном)14. Аналогичного мнения придерживаются и другие ученые15. Таким образом, мы можем выделить несколько основных точек зрения на понятие административно-правового спора. Сторонники первой кладут в основу определения основание возникновения конфликта. Если основанием являются админстративно-правовые отношения, то речь идет об административно-правовом споре. Другие авторы берут за основу субъектный состав: если одной из сторон спора выступает орган управления, то это административно-правовой спор. Третьи - считают ключевым указание на наличие конфликта сторон. Четвертые видят главное в наличии отношений власти и подчинения. На основании проведенного исследования мы можем сформулировать понятие административно-правового спора, рассматриваемого в арбитражном суде. Это экономический спор, вытекающий из административно-правовых отношений. Мы не указываем на такие признаки, как публично-правовой характер, так как административные правоотношения и так носят публично-правовой характер. По той же причине мы не указываем на отношения власти и подчинения (они также свойственны самим административно-правовым отношениям). Указание на экономический характер дает привязку к субъектам предпринимательской деятельности.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.