English version

Архив номеров

Абрамов Р.А.

Название статьи:
Инновационность региона

Аннотация:
ассматриваются теоретические аспекты инновационной среды региона, дается оценка основным ее элементам, анализируются основные принципы и факторы формирования. Дается характеристика различным типам инновационной среды региона.

Содержимое статьи:
Изменение экономической модели развития страны после распада Советского Союза привело к необходимости выработки стратегии перехода экономики от сырьевой направленности к инновационной. Обусловлено это множеством факторов, рассматривать которые не представляется необходимым. Они общеизвестны. В результате изменилась практически вся структура экономики, в частности организация инновационной деятельности, поскольку меняется не только тип субъектов - производителей и потребителей инноваций, но и механизм распространения инноваций. В этой связи актуально рассмотрение инновационной среды региона как основной составляющей инновационного развития. Исследование инновационной среды региона предполагает закрепление ее необходимых элементов, изучение правил и закономерностей связи элементов между собой, оценку влияния среды на деятельность объектов, находящихся вне среды. Одни ученые акцентируют внимание на изучении состава элементов среды; другие представляют свое видение определения пространственно-локализованных сред, трактуя среду как общность процессов и явлений разного уровня (личностного, общественного и природного), которые объединены временем и некоторыми пространственными границами; третьи предпринимают попытки исследовать связи отдельных параметров инновационной (научно-технической) и других видов сред с экономической динамикой предприятий, регионов, стран1. Инновационную среду образуют следующие элементы - объекты и отношения: 1) юридические и физические лица: создатели новшеств - инноваторы2, субъекты нововведений (заказчики), предприятия - изготовители новой техники, инновационные посредники, инвесторы, государства и потребители новшеств; 2) совокупность законодательных норм, формальных и неформальных правил, влияющих на взаимодействие между ними. Инновационный процесс носит динамический характер. Нельзя однозначно определить, как будут формироваться группы участников, которые находят друг друга по принципу соединения спроса и предложения на инновационные продукты. Имеются случаи как успешных, почти случайных контактов участников инновационного процесса, закончившихся прибыльной коммерциализацией продукта, так и неудачных, долго организуемых и управляемых программ исследований и внедрения разработок, отвергнутых рынком.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.