English version

Архив номеров

Сорокина М.Н.

Название статьи:
Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Аннотация:
Рассматриваются вопросы реализации таможенно-тарифной политики посредством применения ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин. Предлагаются основные пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Содержимое статьи:
Категория таможенной пошлины неразрывно связана с понятием “таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности”. Оно закреплено в федеральном законе “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ и определяется как установление ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина как обязательный платеж установлена федеральным законом - Таможенным кодексом РФ (ст. 318), а конкретные ставки таможенных пошлин - Правительством РФ. Таким образом, субъектом, непосредственно осуществляющим таможенно-тарифное регулирование, является Правительство РФ. В данной связи отчасти неверным представляется мнение о том, что “таможенно-тарифное регулирование является первоосновой финансово-экономической деятельности таможенных органов”1. Безусловно, данная деятельность таможенных органов строится на положениях действующего таможенного законодательства, но само регулирование таможенными органами не осуществляется, они лишь реализуют нормы, принятые законодательными органами (а в данной части - Правительством РФ). В то же время сведение таможенно-тарифного регулирования исключительно к прерогативе высшего органа исполнительной власти не совсем оправданно и не поддерживается мировой практикой. Так, зарубежный опыт показывает, что в США, например, в процессе разработки и утверждения ставок таможенных пошлин принимают участие как государственные структуры (органы публичной власти), так и неправительственные организации (многочисленные отраслевые союзы, политические партии, научно-исследовательские организации, средства массовой информации)2. В нашей же стране отсутствует четкий механизм определения ставок таможенных пошлин, данный вопрос решается исключительно исполнительной властью, т.е. Правительством РФ. В результате этого бизнес-сообщество не имеет возможности влиять на их уровень. Как правило, правительственные решения по этому вопросу застают предпринимателей врасплох. Примером тому может служить введение фактически запретительных пошлин на ввоз в Российскую Федерацию бывших в употреблении автомобилей иностранного производства (по ряду их установлена комбинированная ставка таможенной пошлины - 35% таможенной стоимости, но не менее 1,2-2,8 евро за 1 см3 объема двигателя). По стране буквально прокатилась волна протестов относительно такого нововведения, что свидетельствует о дисбалансе частных и публичных интересов в отношении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Думается, что представителям предпринимательских структур необходимо предоставить возможность участия в обсуждении государственных мер, выражающихся в проведении таможенно-тарифной политики. Это позволит оптимизировать соотношение интересов публичной власти и субъектов внешнеторговой деятельности.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.