English version

Архив номеров

Максимова Л.Г.

Название статьи:
Влияние требований базовых соглашений и институтов ВТО на АПК

Аннотация:
Показано, что за годы, прошедшие после принятия Соглашения о сельскохозяйственной продукции, наметились существенные тенденции, влияющие на теоретическую структуру соглашений.

Содержимое статьи:
Одним из секторов, имеющих благоприятные условия для вхождения в мировое хозяйство, является сельское хозяйство. Это утверждение выглядит на первый взгляд странным, ведь известны многочисленные отрицательные факторы, затрудняющие развитие указанного сектора. Однако если рассматривать его на перспективу, то можно предполагать, что через 10-15 лет Россия будет иметь сильные конкурентные позиции в данной отрасли по сравнению с другими странами. В настоящее время в мире остро встают проблемы развития сельского хозяйства. Наиболее очевидными и важными из них являются следующие: - урожайность большинства сельскохозяйственных культур приближается к своему пределу, снижается производительность; - темпы роста населения в некоторых странах приближаются к темпам роста производительности сельского хозяйства; - наблюдается сокращение площадей сельскохозяйственных угодий; - продолжается сокращение площадей пашни, сенокосов, пастбищ; - снижается качество земель из-за засаливания, истощения почв; - возрастает нехватка пресной воды для полива и питья. Обозначенные проблемы пока незнакомы российскому сельскому хозяйству. Россия - одна из стран, где продолжают возрастать площади сельскохозяйственных угодий, сенокосов, пастбищ, и так весьма значительных по величине. Урожайность большинства сельскохозяйственных культур существенно ниже их урожайности в других странах, поэтому имеется значительный потенциал для увеличения производительности сельского хозяйства. Россия обладает огромными запасами пресной воды. Указанные положительные моменты являются потенциальными преимуществами российского сельского хозяйства, которые могут способствовать выходу на мировой рынок и завоеванию значительной его доли. Также необходимо отметить, что в настоящее время Россия занимает второе место в мире по производству картофеля, третье - по надоям молока, четвертое - по сбору зерновых, зернобобовых и сахарной свеклы, шестое - по производству мяса и восьмое - по улову рыбы. Российская промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса начинают уделять все большее внимание разработке и производству оборудования для транспортировки, хранения, переработки продукции сельского хозяйства. Микробиологическая промышленность также выходит из кризиса, за последние годы она показывает рост около 3%. Все это говорит о формировании поддерживающих отраслей, способствующих выходу сельскохозяйственной отрасли на мировой рынок. Есть основания предполагать, что в ближайшие 10 лет в России закончатся структурные преобразования, возрастет производительность и, следовательно, увеличатся экспорт продукции сельского хозяйства и доля страны на мировом рынке. Географическая экспансия российского сельского хозяйства будет идти в следующих направлениях: страны СНГ, страны Северной и Центральной Африки, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, развитые страны Европы. Основными экспортными товарами будут пшеница, ячмень, овес, картофель, масло, питьевая вода. В 1997 г. Россия уже экспортировала свыше 1 млн. т зерна, это можно рассматривать как начало повторного завоевания мирового рынка продовольствия. С 1948 по 1994 г. Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) регламентировало правила для большой части мировой торговли и контролировало периоды самых высоких темпов роста в международной торговле. ГАТТ заключалось как временное соглашение, с ограниченной областью действия, но его успехи за более чем 47 лет в продвижении и обеспечении либерализации большой части мировой торговли являются бесспорными. Первые годы раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ были сконцентрированы на дальнейших уменьшениях тарифов. Затем по итогам Раунда Кеннеди, который проходил в середине 1960-х гг., было принято Антидемпинговое соглашение. На Токийском Раунде в середине 1970-х гг. была предпринята первая серьезная попытка регулирования торговых нетарифных ограничений и барьеров, а также попытка улучшить существующую систему. Восьмой Уругвайский Раунд, прошедший в 1986-1994 гг., стал последним и самым долгим из всех. По его итогам была создана ВТО и подписан пакет соглашений, включая Соглашение о сельскохозяйственной продукции (далее - Соглашение), призванное поощрить конкурентоспособную торговлю в сельскохозяйственной сфере. Торговля неэффективна, если цены выше или ниже равновесного уровня. Более высокие цены могут стать причиной перепроизводства. Если излишек продан на мировых рынках, где цены ниже, для экспорта необходимы субсидии. В результате этого страны, получающие субсидии, смогут произвести и экспортировать значительно больше, чем бы они произвели и экспортировали в обычных условиях. Цель Соглашения о сельскохозяйственной продукции состоит в том, чтобы изменить правила торговли и сделать торговую политику более рыночно ориентированной. Соглашение позволяет правительствам стран поддерживать свой сельскохозяйственный сектор в экономике. Новые правила и договоренности применяются по отношению к следующему. Доступ на рынок. В ходе Уругвайского Раунда развитые страны договорились, что они снизят пошлины и тарифы на 36%, понижая их равными частями в течение 6 лет. Развивающиеся страны снизят их на 24% за 10-летний период. Для продукции, нетарифные ограничения на которую были переведены в тарифные, правительства наделяются полномочиями принятия срочных мер (“специальные гарантии”) с целью предотвращения стремительного падения цен или сокращения импорта, которое могло бы нанести ущерб фермерским хозяйствам этих стран. Однако в каких случаях и как такие срочные меры могут быть приняты, определяется Соглашением. Внутренняя поддержка. Главная проблема политики, направленной на поддержку внутренних национальных цен или на субсидирование производства, заключается в том, что она порождает перепроизводство. Это сокращает объемы импорта или приводит к субсидированию экспорта и к выходу на мировые рынки по заниженным ценам. Внутренняя поддержка, оказывающая прямое влияние на объемы производства и торговлю, должна быть ограничена. Внутренняя поддержка разделена на категории “Янтарная”, “Зеленая” и “Синяя”, которые в совокупности отражают общую поддержку, поддержку по экологическим основаниям и поддержку фермеров, направленную на ограничение производства. Члены ВТО вычислили допустимые квоты каждого вида поддержки и, исходя из этого, рекомендовали соответствующие ограничения. Экспортные субсидии. Соглашение о сельскохозяйственной продукции запрещает экспортные субсидии на сельскохозяйственную продукцию, за исключением случаев, когда такие субсидии зафиксированы в списке договоренностей стран-членов, подписавших Соглашение. Исключения, содержащиеся в Соглашении, также требуют, чтобы страны - члены ВТО сократили и сумму денег, которую они тратят на экспортные субсидии, и количество экспорта, который получает субсидии. Согласно Соглашению о сельскохозяйственной продукции, члены ВТО должны сократить количество экспорта, который получает субсидии. Но некоторые страны зависят от дешевой, субсидированной продукции, импортированной из более развитых индустриально стран. К таким странам относятся некоторые беднейшие страны, чей фермерский сектор хоть и может получить мощный толчок от более высоких цен, вызванных сокращением экспортных субсидий, но и потребует временной поддержки, пока они не адаптируются к более высоким импортным ценам и, как следствие, экспортным. Специальная часть Соглашения устанавливает цели и особенные условия предоставления продовольственной помощи и помощи в развитии сельскохозяйственного сектора.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.