English version

Архив номеров

Колесников Г.Г.

Название статьи:
Публично-правовые начала таможенного законодательства

Аннотация:
В таможенном законодательстве, несмотря на доминирование публичных интересов, должны учитываться и интересы частных субъектов. Однако для таможенных органов важнейшей остается фискальная функция.

Содержимое статьи:
В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ всегда отмечалось, что приоритетом публичной власти должно стать повышение качества жизни, решение проблем граждан страны, защита их законных прав и интересов. Однако такое провозглашение еще не означает действенной реализации данных мер на практике. Нередко интересы государства подменяются стремлением выгоды небольшой группы лиц, лоббированием их интересов, что происходит через принятие “проплаченных” законов. А для эффективного функционирования общества “необходима такая централизованная организация публичной власти, которая, выявляя и согласовывая интересы индивидов и многочисленных социальных групп на основе общего представительства, обеспечивала бы достижение единых целей и совершенствование общественной системы в целом”1. Исследователи признают, что публичный интерес - это “признанная государством и обеспеченная правом потребность социальной общности, удовлетворение которой является условием и гарантией ее существования и развития”2. Он обусловлен потребностями общества. В области таможенного дела носителями публичных интересов выступают таможенные органы, а в самом таможенном законодательстве ярко выражены публично-правовые начала. Они выражены, в частности, в нацеленности государства на достижение фискальных целей, т.е. на формирование доходной части бюджетной системы за счет таможенных платежей. Вместе с тем в отрасли таможенного законодательства нельзя отрицать, помимо публичных, наличие и частных интересов, которые соприкасаются очень близко. Конституционный Суд РФ уже обращал внимание на то, что первые принадлежат государству, а частно-правовые - субъекту внешнеэкономической деятельности3. При этом он отметил, что “федеральный законодатель, принимая законы в области таможенного регулирования, обязан учитывать не только публичные интересы государства, связанные с его экономической безопасностью, но и частные интересы физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности”4. В целях обеспечения конституционных гарантий прав и свобод граждан требуется поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов, участвующих в таможенных отношениях. Представляется необходимым эти интересы классифицировать.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.