English version

Архив номеров

Арзуманян М.Н.

Название статьи:
Понятие и содержание правосубъектности государства

Аннотация:
Автор исследует вопросы, касающиеся правосубъектности государства по российскому законодательству, анализирует теоретические и практические вопросы, касающиеся участия Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях и места этих субъектов права среди иных участников данных правоотношений.

Содержимое статьи:
Гражданско-правовой статус государства имеет ряд особенностей, которые определяют весьма условное восприятие равенства государства с другими участниками гражданских правоотношений. Это обусловлено сочетанием гражданских и властных правомочий в структуре гражданской правосубъектности государства. Между тем, в ст. 124 ГК РФ сказано, что “Российская Федерация, субъекты Российской Федерации … выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами”, а п. 2 отмечает, что к таким субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов”1. Таким образом, получается, что мы видим, с одной стороны, равноправного субъекта гражданских правоотношений, а с другой - субъекта, может быть, и равноправного, но наделенного властными полномочиями. Если обратиться к истории, то еще в Древнем Риме во время республики римляне отождествляли государство как властителя и законодателя с государством как субъектом частных прав, уравниваемым в имущественных отношениях с иными субъектами. Невольно возникает вопрос: обладает ли государство гражданской правосубъектностью или же оно остается сувереном? Для того чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть элементы, составляющие правосубъектность государства, тем самым уяснить ее особенность по сравнению с правосубъектностью иных участников. Доцент А.М. Хужин говорит о том, что “в состав гражданской правосубъектности входят такие элементы, которые юридическим и физическим лицам просто не присущи”2. Он выделяет специальную правоспособность публично-правовых образований, отмечая свойственные им особенности. Так, например, “некоторые элементы правоспособности публичному образованию принадлежать не могут (заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии)”. Р.В. Шенгелия в своей работе “Гражданская правосубъектность Советского государства” отмечает, что “гражданская правосубъектность Советского государства состоит из следующих элементов: правоспособность, дееспособность, компетенция и конкретные субъективные права и обязанности. В такой конструкции наиболее полно отражается содержание гражданской правосубъектности Советского государства - участника гражданских, правоотношений и носителя политической власти. Внесение в содержание правосубъектности Советского государства элементов, власти и подчинения отнюдь не ставит под сомнение вопрос о гражданско-правовом характере этой правосубъектности”3. М.А. Волкова в работе “Гражданское право Ч. 1. Учебный курс” отмечает, что в качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. Рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которые носят для них вынужденный характер, поэтому гражданская правоспособность государства может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный характер.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.