English version

Архив номеров

Максуров А.А.

Название статьи:
Организация внутрикомандного взаимодействия как координационная юридическая технология

Аннотация:
Рассматриваются вопросы эффективности внутрикомандной деятельности, планирования деятельности команды, типы совместной деятельности, организационной культуры.

Содержимое статьи:
Только правильно скоординированная внутрикомандная деятельность может быть эффективной. Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Различают эффективность с позиций профессиональной деятельности по проекту и организационно-психологического климата деятельности. В профессиональном отношении эффективность это, прежде всего, нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику. С позиций организационно-психологического климата эффективной можно назвать такую команду, в которой царит неформальная атмосфера, задача хорошо понята и принята, члены прислушиваются друг к другу, обсуждают общие задачи, выражают и свои идеи, и свои чувства, конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей, группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства. При удовлетворении таких условий команда не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворяет личные и межличностные потребности свои членов. Модель процесса формирования команд включает описание характеристик задачи, рабочей структуры, индивидуальных характеристик, командных характеристик, командных процессов, процессов формирования команд, изменений в команде, командной деятельности, индивидуальных изменений. Непосредственный результат на выходе - реализованный проект с запланированными характеристиками как показатель командной деятельности. Существуют также и другие внутрикомандные результаты, к которым могут быть отнесены командные изменения (например, появление новых норм) и индивидуальные изменения (например, приобретение новых знаний, умений, навыков), которые в свою очередь могут влиять на улучшение командной деятельности. Основными причинами низкой эффективности командной деятельности, по оценкам практиков, полученных методом анкетирования 120 работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также методом экспертных оценок, являются: нехватка открытости и конфронтация в команде; неконструктивные взаимоотношения с руководством организации; отсутствие необходимых ресурсов. Осуществляя подбор и расстановку кадров, целесообразно использовать принцип “дополнения”: чтобы слабости одних компенсировались достоинствами других и наоборот. Практический опыт подтверждает наибольшую эффективность команд, включающих лиц разного возраста, пола и темперамента. Планирование деятельности команды проекта. В ходе планирования деятельности команды руководитель-координатор (по-существу, проект-менеджер) должен четко сформулировать целевые установки, обеспечить согласованность в работе всех функциональных секторов команды для эффективного использования выделенных на проект ресурсов. Для этого целесообразно привлекать членов команды к обсуждению любых трудностей и преград на пути к эффективной работе, анализировать и учитывать различные мнения. Проект-менеджер должен не только формировать сплоченную, работоспособную, с высокой отдачей команду, планировать ее деятельность, контактировать и срабатываться с подчиненными, но и устанавливать хорошие рабочие взаимоотношения с вышестоящими руководителями, обеспечивая их информацией о ходе работ по проекту, создавая благоприятный имидж проекта. На практике существуют три основных элемента для повышения эффективности труда менеджера проекта. Эффективность менеджеров проекта. Эффективные менеджеры проекта должны знать, на что они расходуют свое время (умение контролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы), концентрироваться не на выполнении работы как таковой, а на конечном результате; строить свою деятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и членов команды, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях. Эффективные координаторы концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, что в исполнении поставленных заданий приносит наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления выполнения работ. Наконец, эффективные координаторы должны принимать эффективные решения. Все указанное достигается также с помощью своеобразных внутрикомандных координационных технологий. В общем смысле технология - способ преобразования исходных ресурсов в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности команды, - в результаты проекта. Технология, подлежащая применению, во многом обусловлена типом совместной деятельности (типом организации команды). Тип совместной деятельности. Это способ взаимодействия в рамках коллективного труда, способ организации коллективного труда. Совместно-взаимодействующий тип характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. Интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность общей деятельности в равной степени зависит от труда каждого из участников. Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное ведение баз данных, взаимообмен информационными ресурсами в рамках координационного процесса и т.п. Совместно-индивидуальный тип деятельности характеризуется тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через современные средства связи - телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Совместно-последовательный тип отличается от совместно индивидуального временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерных именно для этого участка технологического процесса. Так, например, при расследовании преступления следственно-оперативной группой кто-то осуществляет качественный длительный осмотр места преступления, кто-то одновременно осуществляет поквартирный обход, допрос свидетелей, затем изъятые образцы подвергаются экспертному исследованию, по результатам которого возможно вновь вернуться к допросу свидетелей, но уже с уточненными вопросами, проводить повторный осмотр места происшествия, но уже с большей конкретизацией области поиска и описания и т.п.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала.